Старт первых проектов фармкластера откладывается из-за отсутствия инженерной инфраструктуры в петербургской ОЭЗ. Задержка с получением льгот может стоить резидентам рентабельности.
Резиденты петербургской особой экономической зоны, созданной еще 5 лет назад, до сих пор не могут воспользоваться преференциями, которые предоставляет прописка в ней. Проблема в срыве сроков инфраструктурной подготовки, которая должна осуществляться на федеральные средства. Инженерная подготовка завершена только на участке "Нойдорф", а в "Новоорловской" еще продолжается, но таможенные посты пока не работают ни на одной из зон.
Наиболее актуальной проблема оказалась для участника фармацевтического кластера - "Новартис Нева" (объем инвестиций в создание предприятия - $140 млн).
Компания получила разрешение на строительство 3 недели назад, на май было намечено начало строительства основных производственных и инженерных корпусов. "Но к участку в ОЭЗ "Новоорловская" не проведено электричество, работы ведутся за счет генераторов, отсутствует ливневая канализация, срывается и обещанное открытие таможенных постов до конца этого года", - рассказал Вадим Власов, президент ГК "Новартис".
Таможенные посты уже построены, но точная дата открытия пока неизвестна, говорит Владимир Юргин, гендиректор ЗАО "АрСиАйСинтез" (разработка противоопухолевых лекарств в ОЭЗ "Новоорловская"). "Сдача завода стоимостью $140 млн планировалась на 2014 год, однако из-за невыполненных обещаний ОАО "ОЭЗ" идет удорожание проекта", - говорит Вадим Власов.
По его словам, на дорогостоящее оборудование приходится 5% инвестиций, без льгот присутствие в ОЭЗ теряет смысл. "Начало строительства нашего завода средств клинической диагностики запланировано на май", - рассказывает Ирина Гольцева, финансовый директор компании "Витал Девелопмент Корпорэйшн". Она тоже признает, что именно отсутствие таможенной и инженерной инфраструктуры заставило компанию пересмотреть планы и разделить проект на три очереди.
Напомним, что резиденты ОЭЗ, которая состоит из двух участков - "Нойдорф" и "Новоорловская", могут рассчитывать на снижение ставки единого социального налога до 14% и таможенные льготы. Город обязался построить в зоне дороги, а федеральный бюджет - обеспечить инженерную инфраструктуру. Все это должно снизить затраты резидентов на создание производств примерно на 30%. В петербургском филиале федерального ОАО "Особая экономическая зона" (ОАО "ОЭЗ"), который управляет "Нойдорфом" и "Новоорловской", не ответили на запрос "ДП".
Сайт ОАО по-прежнему сообщает, что инженерная подготовка "Новоорловской" будет закончена в III квартале этого года. А таможенные посты должны быть завершены в IV квартале 2012 года. Но, по данным "ДП", проблемы возникли и у компаний из других кластеров. Правда, в зоне активно идет строительство дорог. И это настраивает резидентов на оптимистичный лад.
"Все инфраструктуры подведены к границам участка, опоздания по срокам носят технический характер и не фатальны", - говорит Захар Голант, заместитель председателя КЭРППиТ. Просто ОЭЗ как федеральная структура не так быстро решает вопросы, считает он.