В совокупности по пяти федеральным программам выделено 451,5 млрд рублей. Из них уже освоено 380 млрд рублей. А до 2020 г. дополнительно будет выделено еще 470 млрд рублей.
Значительная часть этих средств идет на модернизацию крупных столичных авиаузлов, а также на реконструкцию некоторых аэродромов областных центров. Однако пока значительная часть аэродромов непригодна для эксплуатации. С 1991 г. прекратили действовать более 1 тыс. аэропортов из 1400.
Отсутствие небольших аэродромов стало главным препятствием в развитии малой региональной авиации, поскольку использовать крупные аэродромы для межрегиональных перевозок на воздушных судах вместимостью менее 70 человек авиакомпаниям невыгодно, уверяют опрошенные "ДП" авиаторы. По их словам, посадка и взлет небольшого самолета вместимостью 50 мест в петербургском аэропорту Пулково стоит 1,2 тыс. евро, в то время как суточная аренда малого аэродрома на территории Ленобласти может стоить 700 евро. "Чтобы региональная авиакомпания смогла оплачивать работу аэропортовых служб, например того же Пулково, придется повышать цены на билеты. Но тогда сократится количество желающих лететь", - рассуждает заместитель директора ЗАО "Промышленная авиация" Сергей Дранник.
В окрестностях Петербурга насчитывается около 10 небольших аэродромов. В последние 2 десятилетия неоднократно появлялись программы реконструкции аэродромов: в Пушкине, Ржевке, на острове Котлин. Правительство Ленобласти даже хотело создать Северо-Западный центр малой региональной авиации. Но все эти планы так и остались на бумаге.
В 2011 г. чиновники Смольного завернули проект реконструкции аэродрома в Пушкине, посчитав, что он помешает работе Пулково. Годом ранее решили застроить коттеджами территорию аэродрома Горская, но проект жилого поселка так и не был реализован и земля осталась в ведении Министерства обороны РФ. В 2007 г. прекратил существование аэродром Ржевка, он используется сейчас как стоянка автомобилей.
Читайте также:
Открывается новый дешевый авиарейс из Риги в Мадрид
С оставшихся малых аэродромов Петербурга и Ленобласти выполняются чартерные рейсы. Такие услуги сравнимы с услугами частного такси: по предварительной договоренности с владельцем малого воздушного судна у пассажира есть возможность заказать рейс в любом направлении. Количество чартеров на малых аэродромах растет в высокий сезон - весной и летом, а в низкий самолеты эксплуатируются, как правило, для спортивных и учебных полетов.
В некоторых регионах местные и федеральные власти покрывают часть расходов авиакомпаний на перевозку пассажиров небольшими воздушными судами. Но на государственную поддержку могут рассчитывать перевозчики тех регионов, где нет альтернативы авиасообщению. "В Петербурге и Ленобласти авиасообщение не является безальтернативным, так как везде дублируется наземным транспортом. Для авиационных властей более приоритетна поддержка аэродромной сети в Якутии, Красноярском крае, на Чукотке", - говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.