Переход от уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД) к альтернативной патентной системе налогообложения затеял в 2011 году экс-президент РФ Дмитрий Медведев. С 2014 года планировалось отменить ЕНВД.
Законопроект о реформе налоговой системы Госдума РФ одобрила в первом чтении еще в 2011 году. Однако в минувший понедельник глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил об изменении проекта: "ЕНВД не просто сохраняется до 2018 года, теперь у малого бизнеса есть возможность выбрать для себя наиболее благоприятный налоговый режим", - заявил депутат.
Единый налог в основном платят розничные торговцы, автоперевозчики, учреждения бытового сервиса и др. Этот специальный налоговый режим призван снизить фискальное бремя на бизнес. Вместо НДС, налога на имущество, прибыль (налог на доходы физлиц для частных предпринимателей) налогоплательщик уплачивает только один налог - на вмененный доход, рассчитанный по специальной формуле.
По данным
Управления федеральной налоговой службы РФ
по Петербургу, "вмененку" используют примерно 5% компаний и почти 23% индивидуальных предпринимателей, общая сумма уплаченного ими налога в бюджет Петербурга за 2011 год превысила 2,4 млрд рублей.
У Алексея Третьякова, возглавляющего петербургскую Ассоциацию малого бизнеса в сфере потребительского рынка, заявление депутата Андрея Макарова вызывало недоверие. "Где-то все равно подвох", - полагает он.
Сомнения участников рынка вполне логичны: при ближайшем рассмотрении законопроекта становится понятно, что никакого выбора у предприятий не будет - как минимум до 2018 года они обязаны будут уплачивать исключительно ЕНВД.
Альтернатива - патентная система налогообложения (возможность приобрести патент за сумму, рассчитываемую от размера потенциального дохода по определенному виду деятельности) - появится только у индивидуальных предпринимателей.
"Надо понимать, что патент - это тот же ЕНВД, - поясняет Николай Вильчур, директор консалтинговой компании "Вильчур и партнеры". - Но главная проблема - в конкретных цифрах". Возможно, в результате реформы налоговое бремя на малый бизнес возрастет. Размер потенциального дохода будут определять региональные власти в диапазоне от 100 тыс. рублей до 5 млн рублей в год.