Железные аргументы

Автор фото: Спицын Михаил

РЖД призывает владельцев терминалов в порту Усть-Луга вкладываться в развитие железнодорожной инфраструктуры и хочет получить от них еще 6,2 млрд рублей сверх тех десятков миллиардов рублей, которые на Усть-Лугу выделяет федеральный бюджет. Портовики расстраиваются, но платят.

Пропускная способность железной дороги в направлении порта Усть-Луга на пределе. Без строительства новых путей и станций владельцы терминалов могут забыть о росте грузооборота. На прошедшем в минувшую пятницу, 25 мая, научно-техническом совещании президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин призвал владельцев терминалов активнее вкладывать средства в развитие дороги. Частные инвесторы недовольны, но, с руководством РЖД не споря, тратят деньги себе в убыток.
Большая часть грузов (около 90%) поступает и вывозится из порта по железной дороге. В планах стивидоров к 2015 году нарастить грузооборот до 70 млн тонн в год, а к 2020 - до 120 млн тонн, но пока пропуская способность железной дороги позволяет перевезти не более 37 млн тонн в год. Этот предел может быть достигнут уже в следующем году.
В 2012 году, по словам гендиректора компании "Усть-Луга" Максима Широкова, через порт может пройти 44 млн т грузов (вдвое больше, чем в 2011 году). Правда, часть грузопотока не коснется "железки", а пойдет по запущенному в марте нефтепроводу БТС-2. Летом этого года "Транснефть", владеющая трубой, собирается довести прокачку до 1,5 млн т нефти в месяц. То есть примерно 30% грузов уйдут из порта по трубе, оставив резерв увеличения грузооборота по железной дороге. Однако уже в следующем году этот резерв будет исчерпан.
Чтобы преодолеть барьер, РЖД собираются в 2012-2013 годах электрифицировать участок дороги Гатчина - Лужская и построить станцию Лужская-Сортировочная, что повысит пропускную способность до 57 млн т. Средства на эти работы (25 млрд рублей) глава РЖД надеется получить из федерального бюджета.
Для расширения возможностей дороги в соответствии с запросами стивидоров требуется завершить реконструкцию участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород. На этот проект РЖД уже потратили 45 млрд рублей, построив дополнительные пути и начав возведение станций Усть-Лужского узла. На завершение реконструкции требуется еще 75 млрд рублей. РЖД готовы потратить в этом году только 15 млрд рублей.
По мнению Владимира Якунина, чтобы компенсировать дефицит средств, 6,2 млрд рублей на развитие станций Лужская-Генеральная и Лужская-Восточная должны выделить владельцы портовых терминалов.
Они не против. Так, Универсальный перегрузочный комплекс, входящий в UCL Holding Владимира Лисина, в начале года за 102 млн рублей купил участок земли, где планируется проложить дополнительные пути.
Никто из опрошенных "ДП" руководителей терминалов не стал комментировать инициативу РЖД. "Мы не вступаем в полемику с руководством дороги", - типичный ответ управляющих терминалами.