Сотни миллионов рублей в год за услуги связи получает в рамках госзаказа СПб ГУП "АТС Смольного", у которого недостаточно ресурсов для выполнения всех работ по контрактам.
В Петербурге год за годом госзаказ на услуги связи выигрывает компания, которая другой активной деятельности не ведет. В 2011 г. 68% объема этого госзаказа (сотовая и фиксированная связь, без учета почтовой), или 1,2 млрд рублей, пришлись на СПб ГУП "АТС Смольного", подведомственное комитету по информатизации и связи (КИС). Об этом говорится в отчете агентства "Рустелеком". В 2012 г. история похожая. Бюджет на услуги связи, утвержденный в начале года, составил 1,1 млрд рублей, а ГУП "АТС Смольного" получило госконтракт больше чем на 800 млн рублей.
При этом "АТС Смольного" охотно прибегает к помощи подрядчиков, о чем свидетельствуют многие участники рынка, в том числе представители "большой тройки" мобильных операторов. "Там, где исполнителем является ГУП "АТС Смольного", очень часто работы выполняет другой оператор, - резюмирует директор петербургского филиала оператора "ВестКолл" Виктория Тихонова. - Возможности ГУП в части предоставления услуг и обеспечения их бесперебойного функционирования ограничены, если говорить о масштабах всего города. Это ГУП не может обеспечить бесперебойность, оно не для того было создано. Это может сделать оператор с мощной сетью, службой поддержки, аварийными бригадами". По словам Виктории Тихоновой, в ГУП "АТС Смольного" даже сотрудников недостаточно для обслуживания всей системы связи госаппарата. На сайте ГУП сообщается, что на предприятии работает более 80 человек.
В КИС категорически не согласны с тем, что подведомственное ГУП недостаточно самостоятельно. "Утверждение о том, что СПб ГУП "АТС Смольного" берет на себя большую часть государственных контрактов, а потом отдает их на субподряд, является неверным, - возражает председатель КИС Иван Громов (занимает этот пост с апреля 2012 г.). - Действительно, часть работ отдается субподрядным организациям (например, работы по обслуживанию кондиционеров в серверных гораздо лучше проведут специалисты соответствующего профиля), но под строгим контролем со стороны непосредственного исполнителя госконтракта и КИС".
Стоит отметить, что указанные выше бюджеты должны тратиться только на услуги связи и не включают расходы на обслуживание серверов. Зато туда входят услуги сотовой и фиксированной связи, которые "МегаФон", как сообщили в компании, оказывает ГУП "АТС Смольного" в рамках заключенных договоров.
Читайте также:
"Метроком" куплен с торгов "МегаФоном"
Петербургская ситуация исключительная. В других регионах Северо-Запада лидером по объему госзаказов является "Ростелеком" - крупный федеральный оператор с развитой инфраструктурой. В этих регионах его доля в денежном выражении колеблется от 65 до 90%, по данным аналитиков "Рустелекома". В соседней Ленобласти "Ростелеком" получил 69% всего объема госконтрактов. И только в Петербурге у него всего 9%. В "Ростелекоме" такой расклад комментировать отказались. Зато прокомментировали в КИС. "Операторы связи, занимающие лидирующие позиции на рынке телекоммуникаций, далеко не всегда имеют наилучшее техническое оснащение", - отмечают в комитете.
Представители крупных компаний, а они в основном и участвуют в госзакупках на услуги связи, считают сложившуюся ситуацию если и не нормальной, то логичной. "Ведь у них есть административный ресурс", - говорят они про лидерство ГУП в приватных беседах.
“
В Петербурге действительно есть особенность: почти все заказы идут через СПб ГУП "АТС Смольного". Точнее, если госучреждение обладает самостоятельным правом на госзакупки (например, госуниверситет), то заказ идет напрямую, а если нет - то через ГУП. В других регионах Северо-Запада мы в основном участвуем в госзаказе напрямую. Не помню такой структуры, которая объединяла бы в себе несколько закупочных функций. Вообще, в Петербурге очень высокий уровень конкуренции и развития рынка. Выше, чем где бы то ни было в России. Так что если говорить о том, что цель ГУП "АТС Смольного" - оптимизация бюджетов, то, наверное, это не очень актуально для Петербурга. Если аукцион открытый, то ценовое предложение делается справедливым и абсолютно рыночным.
Алексей Максимов
Директор по корпоративному бизнесу на Северо-Западе ОАО "ВымпелКом"
В 2010 г. вступило в силу постановление № 933 "О мерах по повышению эффективности расходования средств бюджета Петербурга в сфере связи и информационных технологий". С этого момента функции госзаказчика для исполнительных органов власти и госучреждений перешли к КИС. По сути, госзаказы на услуги связи, финансируемые из местного бюджета, стали проходить через ГУП "АТС Смольного". Таким образом, ГУП стало прокладкой между госструктурой и операторами. Участники рынка недоумевают, как эта усложненная конструкция может способствовать лучшему контролю над расходованием бюджетных средств.
"ДП" запросил у ГУП "АТС Смольного" его основные финансовые показатели и пути расходования прибыли. Директор предприятия Феликс Касаткин передал через своего секретаря, что ГУП перечисляет 20% чистой прибыли в бюджет Петербурга. Этим и ограничился.
На поле госзаказа в Петербурге заметны также "МегаФон" и мало известное на рынке ООО "М-Телеком". В 2011 г. они получили по 5% госзаказа, или примерно по 95 млн рублей. "МегаФон" - владелец "Метрокома", специализировавшегося на госзаказах при губернаторе Валентине Матвиенко. Покупка была совершена в 2010 г. за 2 млрд рублей, продавцами выступили Петербург в лице КУГИ и компания, подконтрольная сыну губернатора, Сергею Матвиенко. "Метрокому" госзаказ приносил 25-30% выручки (участники рынка и вовсе говорили о 40%). По подсчетам аналитиков, доходы "Метрокома" от госзаказа ранее составляли не меньше 300 млн рублей в год, но в 2011 г. они уменьшились в 10 раз.
Что касается ООО "М-Телеком", входящего в группу компаний "Росохрана Телеком", согласно СПАРК, владельцем и гендиректором его является Андрей Афанасьев. По его словам, сегодня 30% выручки "Росохрана Телекома" приходится на госзаказ, крупнейшими госзаказчиками являются подразделения МВД, прокуратуры, комитеты администрации города и др. В группу "Росохрана Телеком" входят и компании, занимающиеся строительством инженерной инфраструктуры для компаний с госучастием. "Процедуры госзаказа стали более динамичными (электронные аукционы и прочее) и соответствуют развивающимся рыночным отношениям", - считает Андрей Афанасьев. Кстати, его отец - Анатолий Афанасьев, гендиректор "Национальной таксофонной сети", бывший в 1990-х гг. гендиректором "ПетерСтара" и "Дельта-Телекома".
“
Ситуация, когда постоянно побеждает один участник, да еще приближенный к заказчику, является нарушением самого духа закона. Может быть, условия конкурса составлены под конкретную компанию или имеет место предвзятая оценка заявок. Или заказчик делает техзадание непонятным, и знает его, по сути, только один участник. С жалобами нужно обращаться в УФАС или комитет финансового контроля. Но в комитет редко обращаются: эта структура из обоймы администрации города крайне редко идет против заказчиков. А вот если кто-то осмеливается и подает жалобу в УФАС, у него есть все шансы. Другое дело, что часто участник конкурсов, имея небольшую долю, не хочет ссориться с госзаказчиком. Тем не менее, количество поданных жалоб увеличивается примерно на 50% каждый год.
Максим Шишкин
председатель Союза поставщиков госзаказа Петербурга