Инновационный бизнес обеспечивает выпуск менее 20% всей инновационной продукции в России

Автор фото: Евгений Асмолов

Вряд ли к 2020 г. вся экономика России превратится в инновационную, но укрепить позиции этого бизнеса можно. Вопросам развития инноваций на Петербургском международном экономическом форуме 2012 будет посвящен круглый стол: "Российские амбиции по инновациям: как их удовлетворить?"

Дискуссии о состоянии и перспективах инновационного сектора России не утихают до сих пор. Оценить размер этого сектора важно не столько в абсолютных цифрах, поскольку они сами по себе мало о чем говорят, сколько в относительных, которые определяют его позиции в мировой инновационной экономике.
По оценке ГУ-ВШЭ , сделанной в 2009 г., размер инновационного сектора России (объем выпуска инновационной продукции) составил $30 млрд, или 4,6% от объема выпуска промышленной продукции. Однако это скорее "средняя инновационность по больнице", нежели размер собственно инновационного бизнеса в России. Поэтому специалисты "АЛЬТ" решили собрать данные по суммарной выручке компаний, специализирующихся на коммерциализации инновационных разработок. Были отобраны более 150 таких российских компаний. Безусловно, их существенно больше, хотя вряд ли мы упустили сколько-нибудь крупные инновационные компании. По расчетам "АЛЬТ", их суммарная выручка составила $3,5 млрд, экспертно она оценена в $4-6 млрд. Эти цифры интересны тем, что отражают размер рыночного ядра инновационного сектора России, инноваций как отдельного бизнеса. Как и положено, доминирующий вклад в суммарную выручку вносят менее 20% таких компаний ("Яндекс", "Лаборатория Касперского", "Транзас", "Микран", "ЭлеСи", "Диаконт" и др.). Именно эти компании сумели доказать, что развивать инновационный бизнес в России можно так же успешно, как и в других странах. В целом получается, что инновационный бизнес обеспечивает выпуск менее 20% всей инновационной продукции в России ($4-6 млрд из $30 млрд). Основная часть продукции, относимой по методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к инновационной, приходится на автопром, оборонную, атомную отрасли и т.д. Как правило, это продукция, относящаяся не к уровню мировых разработок, а к уровню инноваций для местного рынка или для компании.
Недостаток представленных выше цифр состоит в том, что они мало что говорят о месте инновационного сектора России в мире. В связи с этим мы постарались, где это было возможно, соотнести эти цифры с общими цифрами по миру.
По ориентировочным расчетам, доля инновационного сектора России в мире составляет порядка 0,34%. Много это или мало? Если соотнести эту цифру с долей ВВП России в мире - 1,8%, то очевидно, что мало. Скромное пока что у нас место в инновационном мире. Недавно в России была принята "Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г.". Реалистичность заложенных в ней темпов роста инновационного сектора и эффективность планируемых мероприятий вызывают определенные вопросы. И главный: если запланированные на 2020 г. показатели будут выполнены, можно ли будет считать это переходом к инновационной экономике?
В качестве критерия превращения экономики России в инновационную можно рассматривать то, что доля инновационной продукции России в мировом объеме инновационной продукции станет выше, чем доля ВВП России в мировом валовом продукте.
Опираясь на текущие прогнозы Мирового банка по росту валового продукта к 2020 г. и экстраполируя расчетные данные по объему выпуска инновационной продукции в 2009 г. на 2020 г., мы приходим к обнадеживающему результату: к 2020 г. доля инновационного сектора России в мире (2,4%) могла бы заметно превысить долю ВВП России в мире (1,8%).
Ожидать успешной реализации комплекса интенсивных системных изменений, заложенных в "Стратегию", вряд ли стоит.
К сожалению, складывается впечатление, что задача создания инновационной экономики уступает ряду других приоритетов российских властей. Надежда скорее на то, что успешная реализация достаточно многочисленных инновационных проектов, уже профинансированных "РОСНАНО", РВК, "Сколково", вызовет существенный рост объема инновационного бизнеса и инициацию новых инновационных проектов. Это не обеспечит превращение всей экономики в инновационную, но позволит инновационному бизнесу стать реальным локомотивом роста экономики России.