Американские сенаторы вбили клин в отношения США и России. Международный комитет сената конгресса США единогласно одобрил введение визовых санкций против российских чиновников, которых считают причастными к гибели в 2009 году аудитора Hermitage Capital Сергея Магнитского.
После того как президент России Владимир Путин и его коллега Барак Обама встретились на популярном мексиканском курорте Лос Кабос, мало кто сомневался в том, что предшествующая размолвка, которую вызвал отказ Путина ехать в Кемп-Девид на встречу G8, осталась в прошлом.
Однако вечером во вторник, когда над Москвой уже должны были сиять рубиновые звезды Кремля, американские сенаторы единогласно одобрили законопроект, подразумевающий введение визовых санкций против российских чиновников, которых представители цивилизованной мировой общественности и инвестфонда Hermitage Capital, считают виновными в преступлениях против человечности.
Crimes against humanity в России, разумеется, выходят далеко за рамки гибели в СИЗО аудитора Сергея Магнитского. К таковым можно, например, отнести освоение Чукотки, поворот северных рек вспять, подземные испытания ядерного оружия, раздачу ваучеров и даже формирование чиновничьего аппарата. Но именно дело Магнитского стало чем–то вроде лакмусовой бумажки.
Среди американских сенаторов нет святых. Составитель "списка Магнитского" сенатор Бенджамин Кардин тоже не святой. Нет святых и в Кремле. Вопрос в том, что США берут на себя смелость обвинять Россию в сrimes against humanity, а российская сторона только сетует, что суд Линча над Муаммаром Каддафи, разжигание войны в странах арабского мира и устранение местных диктаторов из числа бывших друзей СССР — это как–то не по–людски.
Читайте также:
Великобритания присоединилась к "списку Магнитского"
Другая сторона вопроса — кто из российских чиновников, по версии Бенджамина Кардина, оказался невъездным. Первоначально речь шла про 60 персон. Речь идет не только рядовых исполнителях, но и о высокопоставленных фигурах из пула "друзей". Третий аспект — как единогласное решение, которое принял во вторник Международный комитет сената конгресса США, отразится на "перезагрузке" отношений Америки с Россией.
На фото: Сергей Магнитский (1972-2009)
Некоторые эксперты проводят параллель между "законопроектом Магнитского" и знаменитой поправкой к закону о торговле США, более известной по фамилиям авторов — Джексона и Вэника. В 1974 году конгрессмены Генри Джексон и Чарльз Вэник предложили ввести экономические санкции в отношении стран, препятствующих эмиграции граждан и нарушающих права человека. В числе прочих эти санкции — запрет предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии — затронули страны соцлагеря во главе с СССР.
Экономисты утверждают, что две "поправки" ничего общего между собой не имеют. "Для России поправка Джексона–Вэника обернулась тем, что, например, не продавалось оборудование для тяжелого машиностроения из США, устанавливались антидемпинговые барьеры на российский экспорт и т.д. Сейчас об этом речь не идет. Думаю, что, несмотря на решение сенаторов, перезагрузка уже произошла. Например, российские компании получили возможность покупать бизнес в США. "ЛУКОЙЛ" покупал сеть заправок. Кроме того, поправку Джексона–Вэника собираются отменять, это приведет к еще большей либерализации", — говорит управляющий активами инвестиционной компании "Грандис Капитал" Андрей Толстоусов.
Политическая составляющая вопроса выглядит несколько иначе. "Трудно представить, что отношения России и США станут еще хуже", — говорит политолог Дмитрий Травин. По мнению эксперта со стороны России, скорее всего, последуют "симметричные меры", о которых уже говорил глава МИД РФ Сергей Лавров. Кого включат в свой черный список российские дипломаты, сказать сложно. "В МИДе много чиновников, они наверняка что–нибудь придумают. Ну, например, список граждан США, которые нарушали права Виктора Бута", — говорит он. Действенность запрета на въезд в данном случае не обсуждается. "Это как в ситуации, когда одна сторона выдворяет шпиона и другая наносит встречный удар", — поясняет эксперт.
Политолог Владимир Васильев также считает, что законопроект Магнитского принципиально ничего в отношениях США и России не изменит. "Страны продолжают взаимодействовать, так же как в 1974 году, после принятия поправки Джексона и Вэника. Потепление и охлаждение — термины скорее эмоциональные (иногда их еще употребляют в прогнозах погоды). Но в данном случае каких–то существенных перемен решение сенаторов не вызовет", — считает он.
Интересная ремарка связана с ролью личности в современной политике. "Роль личности всегда была велика. Но если говорить про Путина или Обаму, то ни тот ни другой не могут принципиально изменить жизнь ни у себя в стране, ни в большем масштабе", — говорит Владимир Васильев.