Доля супермаркетов в Петербурге невелика из-за обилия гипермаркетов, но увеличивать ее планирует сразу несколько новых для города сетей.
По насыщенности форматом супермаркетов Петербург значительно отстает от Москвы, подсчитал институт маркетинговых исследований GfK. На долю супермаркетов в городе приходится 13%, для сравнения: в Москве - 26%, а в остальных российских городах - 13%.
При этом потребительская корзина в Петербурге выше, чем в регионах, хотя и уступает Москве, то есть перспективы развития у формата хорошие. В Петербурге не удовлетворен спрос на качественные супермаркеты: фактически в данном сегменте можно отметить только "О'Кей-Экспресс", "Лэнд", некоторые супермаркеты "Перекресток", Spar, констатирует Михаил Бурмистров, гендиректор "Infoline-аналитики".
Развивают непростой для конкуренции формат не только федеральные лидеры рынка, но и местные игроки. Так, например, в прошлом году на рынке появился новичок - ООО "Сотка", основанное бизнесменами из Азербайджана.
Компания открыла первый супермаркет "Сетка" в Московском районе, следующие два - на Каменноостровском пр. и в Ломоносове (Ленобласть). Этот же формат осваивает петербургский ретейлер "Интерторг", который по франчайзингу развивает сеть под брендом Spar. Первый супермаркет открылся в прошлом году, сейчас сеть состоит уже из четырех супермаркетов, три из которых - в Петербурге. "До конца лета планируется запуск еще двух супермаркетов", - сообщил Антон Беловецкий, координатор проекта Spar.
Основные конкуренты новичков - игроки федерального уровня, которые давно упрочились на рынке. Х5 Retail Group управляет 34 супермаркетами "Перекресток", у сети "О'КЕЙ" 18 супермаркетов в Петербурге.
Однако Х5 Retail Group из-за ограничения ФАС сейчас не может расширять сеть в городе. "Развитие в Петербурге до конца этого года приостановлено, основной вектор - Ленобласть, Новгород, Псков и Карелия", - комментирует Сергей Лепкович, директор Северо-Западного филиала Х5 Retail Group.
В свою очередь, "О'КЕЙ" в этом году планировал и открыл только один гипермаркет на Таллинском шоссе, супермаркеты открывать в ближайшее время ретейлер не будет.
Параллельное развитие формата идет за счет магазинов с более высоким уровнем цен. Яркий пример - сеть супермаркетов "Лэнд". Хотя по площади и расположению она схожа с "Перекрестком", но позиционируется "Лэнд" как сеть премиум-класса с соответствующими ассортиментом и уровнем цен. Конкуренцию "Лэнду" намерена составить федеральная "Азбука вкуса". До конца этого года москвичи откроют четыре супермаркета премиум-класса в разных районах города.
"Уровень конкуренции высок, однако нишу, которую занимаем мы в Петербурге сегодня, нельзя считать освоенной", - комментирует Андрей Голубков, пресс-секретарь сети супермаркетов "Азбука вкуса".
Распределение форматов сложилось исторически и связано с тем, что в Петербурге активно развивались именно форматы гипермаркетов и дискаунтеров, говорит Андрей Голубков. По его мнению, ситуация может измениться, если другие форматы предложат покупателю более интересную альтернативу по качеству и объему услуг.
Пока конкурировать ретейлерам, которые развивают супермаркеты, приходится с гипермаркетами. "Часть покупателей, которая в других городах предпочитает супермаркеты, в Петербурге является аудиторией гипермаркетов", - говорит Михаил Бурмистров.