Владелец НПО "Волна" Александр Кашин увеличил объем гособоронзаказа в 4 раза, до 10 млрд рублей. Выполнять его будет команда топ-менеджеров, ушедших с Кировского завода.
Гособоронзаказ  ОАО "НПО "Завод "Волна"  вырос в 4 раза. Объем контрактов на изготовление предприятием военной продукции достиг 10 млрд рублей. Это один из самых крупных заказов, полученных частным петербургским предприятием от государственного военного заказчика.
Речь идет о производстве восьми мобильных комплексов РЭБ (радиоэлектронной борьбы), рассказал "ДП" Александр Кашин, председатель совета директоров "Эго-Холдинга", в который входит ОАО "НПО "Завод "Волна". Он уверяет, его предприятие получает 100%-ную предоплату по госзаказу.
Как и большинство других частных военных промышленников, Александр Кашин стал владельцем НПО "Волна" в самый трудный для отечественного ВПК период - в 1997 году. И не прогадал. Предприятие оказалось одним из немногих в России производителем средств РЭБ. В XXI веке радиоэлектронная борьба - нарушение работы наполненных различной электроникой средств противника - превратилась в ключевой элемент современных войн. На фоне увеличения объемов финансирования российского гособоронзаказа это сулит производителю выгодные контракты.
"Поскольку ОАО "НПО "Завод "Волна" - единственное промышленное предприятие, которое производит подобное оборудование, заказ был увеличен с четырех до восьми комплексов без проведения тендера напрямую через Минобороны", - сообщил Александр Кашин.
Читайте также:
Александр Кашин: Новая кровь для банка
Отметим, что по такой схеме работают все петербургские верфи и целый ряд крупных предприятий, способных самостоятельно производить эксклюзивную военную продукцию. Например, машиностроительный завод "Арсенал", который не только оснащает российские корабли скорострельными пушками, но и изготавливает военно-космические спутники. В большинстве же случаев петербургские промышленники получают военные заказы по субконтракту от головного исполнителя заказов - Минобороны. Как и ПКБ "Волна", многие из этих предприятий частные.
В конце 2000-х годов Александр Кашин пополнил свои активы такими предприятиями ВПК, как ЗАО "ПКБ "РИО" и ОАО "НТИ "Радиосвязь". А несколько месяцев назад, в расчете на рост гособоронзаказа, усилил кадровый состав НПО "Волна" бывшим директором по развитию Кировского завода Александром Крикуновым, который пришел на предприятие вместе с командой из семи человек.
Александр Крикунов хорошо известен местным промышленникам. На Кировском заводе он работал с 1973 года и прошел путь от помощника мастера до главы совета директоров. С 1995 года Александр Крикунов возглавлял ЗАО "Петербургский тракторный завод" (ЗАО "ПТЗ"). В августе 2011 года на пост гендиректора ПТЗ был назначен Сергей Занозин, а Александр Крикунов занял должность директора по развитию Кировского завода. В сферу его ответственности входили вопросы разработки и постановки на серийное производство новых образцов техники. В прошлом году он покинул Кировский завод.
Александра Кашина специалист с советским опытом привлек рационализаторским подходом к организации производства, которого нет у современных менеджеров. "Когда предыдущий топ-менеджер заявил, что для выполнения госзаказа необходимо инвестировать несколько сотен миллионов рублей и набрать около 400 новых сотрудников, было принято решение глобально поменять стратегию развития компании в кадровом смысле. И несколько месяцев назад я пригласил на работу Александра Крикунова", - говорит Александр Кашин.
Кировский завод, на котором более 30 лет проработал Александр Крикунов, тоже делает ставку на исполнение гособоронзаказа. В этом году "Универсалмаш" (дочка КЗ) стал соисполнителем крупного заказа по оснащению российских средств ПВО зенитными ракетными системами на 4 млрд рублей. Более 1 млрд завод уже получил. Всего же в оборонно-промышленном комплексе Петербурга действует около 150 предприятий. В этом году они могут получить заказов от Минобороны РФ примерно на 110 млрд рублей, что на 22% больше, чем в 2011 году. Еще часть заказов они могут дополучить от Рособоронпоставки, которая с 2011 года также размещает военный гособоронзаказ.
Так, в рамках гособоронзаказа 2011 года Рособоронпоставка заключила по линии Минобороны 85 контрактов на сумму 10,6 млрд рублей, что составляет примерно 2% общей суммы гособоронзаказа. В 2012 году Минобороны намерено пропустить через Рособоронпоставку половину гособоронзаказа (около 1 трлн рублей).
Повышая объемы финансирования, государство одновременно ужесточает меры по контролю за исполнением гособоронзаказа. Сейчас в Госдуме во втором чтении рассматривается законопроект "О гособоронзаказе", который предполагает уголовную ответственность руководителя предприятия за срыв гособоронзаказа. При этом закон не предусматривает ответственность военных за несвоевременное финансирование заказов. Депутаты надеются уже к ноябрю принять закон в третьем чтении, чтобы в 2013 году и военные, и промышленники не спорили о сроках.
Впрочем, несмотря на такие драконовские меры, промышленники все равно заинтересованы в этом рынке. По оценкам экспертов, маржа исполнителей гособоронзаказов достигает 25%. Для сравнения, в столь популярном направлении бизнеса, как девелопмент, бизнесмены редко могут рассчитывать на доходность выше 13%. Кроме того, в феврале президент Владимир Путин предложил расплачиваться с исполнителями авансом - вплоть до 100% годового объема финансирования госконтракта. Понятно, что на 100%-ную предоплату работ по гособоронзаказу смогут рассчитывать не все предприятия. Размеры авансов пока не определены, но даже если аванс составит треть стоимости заказа, для банка это дополнительная гарантия платежеспособности заемщика, а значит, промышленники смогут рассчитывать на более низкие ставки.
"Спрос промышленников на кредиты сохранится, ведь им требуется финансирование на долгий срок, а аванс покрывает лишь часть расходов. Но предавансовые платежи интересны как производителю, так и банку, поскольку снижают риски", - говорит Ольга Драгомирецкая, исполнительный вице- президент петербургского филиала Газпромбанка.
“
В мире участие частного бизнеса в выполнении государственного оборонного заказа широко распространено. Как правило, именно в частных компаниях рождаются наиболее интересные, передовые и эффективные технологические и производственные решения.
Частник всегда заинтересован в том, чтобы найти наиболее эффективное решение за наименьшие ресурсы. Поэтому к исполнению госзаказа, в котором для государства очень важно не потратить деньги впустую и при этом получить самое лучшее, привлекаются как раз частные компании.
Важная задача на сегодня - развитие государственно-частного партнерства в России, в том числе в ОПК. У государства есть намерение разместить огромный заказ, о чем говорил президент РФ, и этот оборонзаказ нереально реализовать без привлечения мощных частных структур. Поэтому мы видим, как все больше и больше частников привлекается к предварительным работам по формированию концепции оборонного заказа.
Сергей Бодрунов
президент Национальной ассоциации авиаприборостроителей, советник председателя совета директоров ГК