На закупку вооружения для ВМФ выделят 4,5 трлн рублей. Наблюдатели полагают, что милитаристских расходов в бюджете слишком много, не говоря уже о том, какая их часть теряется из–за коррупции. Эксперты говорят о системных проблемах гособоронзаказа, которые Кремль безуспешно пытается лечить выделением денег.
В понедельник  Владимир Путин в Северодвинске провел совещание по развитию Военно–морского флота. С представителями ВМФ, предприятий ОПК и чиновниками Минобороны президент обсудил вопросы разработки и закупки новых видов вооружения для флота.
Путин напомнил, что в мае этого года были утверждены "Основы государственной политики в области Военно–морской деятельности до 2020 года". "В этих основах определена система мер по обеспечению безопасности и защите национальных интересов России в Мировом океане. Мы исходим из того, что нашей стране необходимо сохранить и укрепить свой статус одной из ведущих морских держав мира. При этом наш Военно-морской флот должен иметь все возможности эффективно решать целый комплекс задач", — сказал президент.
Двумя главными целями является развитие морской составляющей стратегических ядерных сил, а также формирование многоцелевых морских группировок общего назначения, добавил Путин.
При этом президент подчеркнул, что ВМФ интересует государство в довольно прикладном отношении. "Военно–морской флот — это инструмент защиты национальных экономических интересов. В том числе в таких регионах, как Арктика, где сосредоточены богатейшие биоресурсы, запасы углеводородов и других полезных ископаемых", — цитирует Путина пресс–служба Кремля.
Чтобы сформировать "качественно новый облик морских сил общего назначения", предполагается выделить "очень солидные деньги" — 4,44 трлн рублей до 2020 года, напомнил президент.
"Нужно проанализировать, что нам понадобится в самое ближайшее время и что нужно скорректировать. Деньги у нас есть, они выделены в бюджете, но их надо тратить с умом. Лишних денег не будет. Промахнуться нельзя", — сказал Путин чиновникам и адмиралам.
"Большая часть ассигнований пойдет на серийные закупки новой техники. Это позволит довести долю современных вооружений и техники в морских силах общего назначения к 2020 году до 70%", — отметил Путин. "Необходимо ускоренными темпами приступить к созданию перспективных кораблей нового поколения. Это касается и подводного, и надводного флота".
Наблюдатели согласны с тем, что развитием ВМФ, несомненно, заниматься надо. Вопросы в другом: нужно ли на это так много денег (значительно больше, чем выделяется на так называемые "статьи развития"), сколько из них уйдет коррупционными путями и где именно (учитывая состояние многих предприятий) строить все эти замечательные корабли.
Нужно заново выстраивать систему выполнения гособоронзаказа, считает бывший глава Балтийского завода Олег Шуляковский. В нынешнем виде она не работает, поскольку оборонзаказ — это не рыночная вещь: у государства нет конкурентов, концепции спроса и предложения не работают. Нужно сокращать затраты, это единственный способ контролировать ситуацию, уверен эксперт.
"Необходимо уменьшить число участников оборонзаказа. В США, при том что у них самый большой флот в мире, корабли строят на шести верфях. У нас намного больше, но многие верфи не способны ничего выполнить. И это возможность для злоупотреблений. Вообще, американская система гособоронзаказа устроена точно так же, как была устроена советская, а мы зачем–то изобретаем велосипед. Система тендеров не работает, нужно сокращение числа участников и жесткий контроль", — говорит Олег Шуляковский.
Эти изменения назрели, но они не происходят потому, что многие главы предприятий ОПК опасаются — сократят в первую очередь их самих, отмечает эксперт. В последние годы денег из бюджета выделяется все больше, а кораблей строят все меньше, потому что быстро растут социальные и прочие расходы.
Практика последних лет показывает, что вместо системных изменений Кремль пытается решать все проблемы методом выделения бюджетных средств. Это приводит к росту расходов и к усилению неспособности системы к изменениям — зачем меняться, если деньги выделяются.
Если система не будет изменена, то и эти 4,5 трлн будут израсходованы не лучшим образом, говорят военно–морские эксперты. И коррупция даже не главная проблема. Главная проблема — сложная и запутанная система, когда главы предприятий ОПК и чиновники пытаются одновременно удержать на плаву неэффективные предприятия, не оставить без хлеба насущного хороших знакомых и повысить обороноспособность страны.