ОАО "Российские железные дороги" не вправе вместе с билетами продавать полисы добровольного страхования. К такому выводу пришел Высший арбитражный суд.
Спорная технология продажи страховок применяется уже много лет: обратившемуся в вокзальную кассу вместе с железнодорожным билетом выписывают полис, стоимость которого может достигать 200 рублей.
Формально от страховки можно отказаться, но подавляющее большинство пассажиров о таком праве не знает, так как кассир оглашает только общую сумму и страховка воспринимается клиентами РЖД как часть цены билета (наравне с комиссиями, сбором за постельное белье и т.п.). Попытки осведомленных пассажиров возражать против навязанного полиса часто воспринимаются кассирами в штыки.
В защиту потребителей выступило антимонопольное ведомство, уличившее РЖД в злоупотреблении доминирующим положением в части навязывания пассажирам услуг путем оформления "полисов и железнодорожных билетов на одном и том же оборудовании".
Ведь по закону до заключения договора страхования клиенты должны ознакомиться с его условиями, чего при продаже билетов не происходит. Эти факты были подтверждены проведенной прокуратурой проверкой.
Читайте также:
В 2013 году тарифы РЖД вырастут на 7%
Не согласившись с требованиями надзорного органа, железнодорожники оспорили их в арбитражном суде. Причем самого факта навязывания юристы РЖД вроде как и не отрицали: по их словам, билетные кассиры выступают в роли самостоятельных агентов страховых компаний, сами РЖД участником страхового рынка не являются, а граждане имеют право требовать расторжения договоров страхования и возврата уплаченных за них сумм.
Суды трех инстанций поддержали доводы РЖД, однако Высший арбитражный суд счел эти решения ошибочными и, отменив, подтвердил незаконность действий железнодорожников.
В страховой компании "ЖАСО", полисы которой, по мнению антимонопольной службы, незаконно навязывались пассажирам, убеждены, что речь идет о частном случае.
"Мы всегда внимательно относимся к соблюдению принципа добровольности, наш агент обязан предупредить приобретателя билета о его праве оформить полис или не оформлять его", — пояснил журналисту "ДП" глава департамента корпоративного страхования "ЖАСО" Андрей Локшин. Схожей позиции придерживаются и сами железнодорожники.
Кроме того, по мнению юриста РЖД Оксаны Пятерниной, спорный полис является на самом деле благом для пассажиров, поскольку установленная в настоящее время сумма покрытия по обязательному страхованию составляет всего 12 тыс. рублей.
В то же время неясно, зачем вообще нужен добровольный полис: по закону перевозчик несет полную материальную ответственность за причиненный пассажиру вред, в том числе при отсутствии вины. Кроме того, с 2013 года лимит выплаты по обязательному страхованию пассажиров будет увеличен до 2 млн рублей.
Ежемесячно билеты на поезда дальнего следования покупает более 80 млн человек, причем только каждый пятый из них делает это через Интернет или терминалы самообслуживания. Остальные, в том числе примерно 630 тыс. пассажиров Октябрьской железной дороги, предпочитают обращаться в кассы.