Широкополосным доступом в интернет пользуются 24% жителей Ленобласти

Автор фото: Global Look Press

Конкуренция на рынке связи в области растет. Одни операторы расширяют географию, другие - линейку услуг.

Ленобласть - непростой рынок для операторов связи: плотность населения маленькая, расстояния большие, а платежеспособный спрос невелик. По данным агентства TelecomDaily, в Ленобласти примерно 150 тыс. домохозяйств имеют проводной широкополосный доступ (ШПД) в Интернет. Таким образом, проникновение услуги составляет около 24%. В Петербурге этот показатель перевалил за 70%.
Генеральный директор компании "Н-Регион" (оператор "Тема-Телеком") Ярослав Задровец считает, что проникновение проводного ШПД в Ленобласти может достигнуть минимум 50%, пока же процесс тормозится из-за низкого уровня компьютеризации и высоких тарифов. "В Петербурге ARPU (средний счет абонента) ниже 500 рублей, а здесь он выше из-за дорогих магистральных каналов, - поясняет он. - Изначально в Ленобласти был только "Ростелеком", из-за низкой конкуренции сформировались высокие цены. Но сейчас "МегаФон" активно строит магистральные каналы и снижает рыночные цены. Так что и ARPU уже падает".
У основного игрока Ленобласти, петербургского филиала ОАО "Ростелеком", более 68 тыс. частных абонентов ШПД. Весной компания начала предоставлять в области услугу IPTV (цифровое телевидение по протоколу IP), которую в Петербурге оказывает с 2007 г. "Количество наших пользователей IPTV в Ленобласти составляет 1,6 тыс., - сообщили в "Ростелекоме". - Востребованность данной услуги в области достаточно высока, клиенты положительно оценили качество и содержание этого сервиса в сравнении с другими услугами платного ТВ на региональном рынке".
Однако те самые другие операторы конкуренции с "Ростелекомом" не боятся. "Сейчас начинаем оказывать услуги IPTV в Колтушах, - рассказывает финансовый директор компании "Колтушский Интернет" Вячеслав Маланичев. - Рассчитываем, что около 10% нашей базы подключится. В Колтушах у нас фактически нет конкурентов, кроме "Ростелекома", но тот не особенно активен. Сейчас прокладываем кабель в Воейково, где я сам живу, по пути захватим несколько коттеджных поселков".
Но далеко не все операторы считают возможным сейчас зарабатывать на IPTV в Ленобласти хорошие деньги. "Мы пытались продвигать цифровое телевидение, - вспоминает Ярослав Задровец. - Но люди не готовы были купить приставку за 2 тыс. рублей, да и 200 рублей в месяц за телевидение для них много. За год мы продали всего 20 приставок и перестали этим заниматься".
Генеральный директор оператора "Икс-Трим" Андрей Арама согласен, что на дополнительные услуги надежды нет: мало кто готов платить. По его словам, рост выручки достигается в большей степени за счет расширения географии. При этом он отмечает, что платежеспособное население в Ленобласти распределено очень неравномерно, "дорогих" клиентов с высокой вероятностью можно найти в коттеджных поселках.
"В одних поселках проникновение 80%, а в других из 100-квартирного дома удается подключить каких-нибудь три квартиры, - поясняет Адрей Арама. - В Волхове, например, люди редко платят больше 300 рублей в месяц за Интернет. Другое дело - коттеджные поселки, там люди готовы платить больше 1 тыс. рублей в месяц за качественную услугу".
В "Тема-Телекоме" рассчитывают на новых пользователей компьютеров. Компания сотрудничает с ретейлерами, торгующими техникой. Она предлагает покупателям компьютеров сертификат на временное бесплатное пользование Интернетом. По словам Ярослава Задровца, половина таких клиентов потом остается с оператором.
Часто телекоммуникационные компании строят свои сети в Ленобласти, ориентируясь на конкретных клиентов. "Наше развитие в Ленобласти идет вслед за нашими клиентами и новыми проектами, - говорит директор коммерческого департамента Петербургского филиала компании "ВестКолл" Алексей Ефимов. - То есть мы планируем развитие сети, отталкиваясь от конкретных проектов - существующих или перспективных. Хорошие показатели роста показывает бизнес в Сосновом Бору и Всеволожском районе: как по количеству абонентов, так и по выручке. Это связано с тем, что в данных районах мы присутствуем давно и имеем там хорошую разветвленную сеть".
Также в Ленобласти операторам фиксированной связи составляют серьезную конкуренцию сотовые операторы. "Люди активно пользуются мобильной связью и отказываются от стационарных телефонов", - отмечает Андрей Арама.
"Многие предпочитают мобильный широкополосный доступ в Интернет, - продолжает глава TelecomDaily Денис Кусков. - В Ленобласти это неплохая замена проводному широкополосному доступу. По сравнению с другими регионами качество сети 3G там хорошее, потому что многие базовые станции подключены по оптоволоконным линиям".
Сегодня на Ленобласть приходится только 2% доходов от услуг связи в Северо-Западном федеральном округе. Для сравнения: на Петербург - почти 70%. Правда, выручку от такого доходного сегмента, как сотовая связь, "большая тройка" не разделяет на городскую и областную. Так же и почтовая связь причисляется к Петербургу.