Группа компаний "Кировский завод" получила в этом году крупный государственный оборонный заказ на 4 млрд рублей, с начала текущего года холдинг демонстрирует небывалые темпы роста выручки во многом благодаря госзакупкам. О текущем положении дел и перспективах развития группы рассказал ее глава Георгий Семененко.
- Группа компаний находится в стадии интенсивного развития. За два с небольшим года мы вышли по выручке на докризисные показатели, причем в 2010-2011 годах производство смогло показать существенный рост - в среднем по 25% в год. В текущем году консолидированная выручка вырастет не менее чем на 40% - с прошлогодних 14 млрд до 20 млрд рублей, что является для завода безусловным рекордом за все постсоветское время.
За счет чего такое ускорение, каких предприятий группы?
- По итогам этого года более чем на 100% возрастет выручка Петербургского тракторного завода (ПТЗ). Существенный вклад в консолидированную выручку внесет завод "Универсалмаш", приступивший в текущем году к активной реализации оборонзаказа на 4 млрд рублей по изготовлению шасси зенитно-ракетного комплекса С-300. Здесь плановый рост выручки составит около 240%. Хорошую динамику демонстрируют Русские кузнечные заводы. Это предприятие учреждено нами совместно с Челябинским кузнечно-прессовым заводом в 2010 году. Оно специализируется на выпуске тяжелых объемных поковок и штамповок для автопрома, сельхозмашиностроения, железнодорожной и нефтегазовой отраслей. В 2012 году мы ожидаем здесь получить примерно 650 млн рублей против 250 млн рублей в прошлом году.
Читайте также:
Кировский завод пустит прибыль на модернизацию
На фото: Российская Федерация. Санкт-Петербург. Георгий Семененко. Генеральный директор Кировского завода.
Для петербургского автопрома что-то делаете или планируете?
- Местный автопром - область интереса специализированных производителей. Выпуск автокомпонентов - очень специфичный и низкомаржинальный бизнес, особенно с учетом незначительных объемов производства местных автозаводов.
Кто из непрофильных "дочек" демонстрирует высокие финансовые результаты?
- Продажа электроэнергии раньше не относилась к числу наших традиционных бизнес-направлений. Тем не менее сегодня Энергосбытовая компания Кировского завода обслуживает ведущие промышленные предприятия в пределах первой ценовой зоны, то есть в европейской части РФ. Благодаря реформе энергетики компания прошла путь от локального монополиста до субъекта оптового рынка электроэнергии. И в этом году ее поставки на открытом рынке превзойдут продажи внутри группы, а выручка к концу года вырастет на 50%.
В каком состоянии находится
"Петросталь"
, которая всегда была экспортно ориентированным лидером
группы?
- Показатели металлургического производства сильно зависят от мировой конъюнктуры в отрасли. Сейчас она не самая лучшая: удорожание сырья, сокращение объемов заказов и падение цен на металл происходят как за рубежом, так и на внутреннем рынке. Это негативно сказалось на доходности "Петростали". Однако она, как и прежде, экспортирует около 40% продукции.
Ждете нового витка кризиса?
- Опасения экономического спада присутствуют повсеместно, сейчас они накладываются на сезонное снижение деловой активности в период отпусков.
Но, по моим ощущениям, такого обвала рынка, как в 2008 году, уже не будет. Тогда спрос пропал в один день, а склады были заполнены. Сегодня все работают с минимальными запасами.
Кто претендует на лидирующие позиции в группе по доходам и потеснит "Петросталь"?
- В этом году были прецеденты, когда месячная выручка ПТЗ была больше, чем у "Петростали". По итогам этого года "Петросталь" все еще будет впереди, а в 2013 году ПТЗ выйдет на первое место.
Их доходы будут примерно одинаковы: по 6-7 млрд рублей?
- Я рассчитываю, что выручка "Петростали" в следующем году вырастет, а ПТЗ заработает не менее 10 млрд рублей.
За счет чего?
- В прошлом году на ПТЗ пришла новая команда управленцев. Директором завода и одновременно моим первым заместителем и руководителем машиностроительного дивизиона был назначен Сергей Занозин. Ранее он работал на руководящих должностях на Павловском автобусном заводе и возглавлял группу "ГАЗ". За относительно короткий период был кардинально пересмотрен подход к работе, усилена маркетинговая политика, существенно расширена дилерская сеть, укреплен торговый дом, главный офис которого был переведен в Москву. Уже промежуточные результаты продаж показали: мы взяли верный вектор развития.
Какие цели ставятся перед ним как руководителем машиностроительного дивизиона?
- Добиться по другим направлениям дивизиона такой же динамики, как на ПТЗ.
Создается впечатление, что прежняя команда ПТЗ работала неэффективно…
- Этого сказать нельзя, но, когда долго работаешь на одном месте, перестаешь видеть дополнительные возможности. А резервы рынка колоссальные. В настоящее время на полях России работает свыше 40 тыс. "Кировцев", износ большинства из них составляет как минимум 10 лет. В 2010 году ПТЗ произвел 411 тракторов - менее 1% от требующих замены машин. А поддержание работоспособного тракторного парка требует обновления не менее 10% от существующего парка, то есть 4-4,5 тыс. новых тракторов в год.
Вы вписались в госпрограмму обновления тракторного парка?
- В первом полугодии 2012 года в рамках данной госпрограммы через ее оператора - компанию "Росагролизинг" - мы поставили в 3 раза больше тракторов, чем за тот же период прошлого года: 240 машин на сумму 1,2 млрд рублей. Это 40% от общей выручки за полугодие. Сегодня мы действительно ощущаем поддержку властей. Сыграл свою роль и визит Георгия Полтавченко на завод в ноябре 2011 года. По нашей просьбе он написал рекомендательные письма в регионы о приобретении наших тракторов. Высокая оценка губернатором нашей техники привлекла внимание потребителей, особенно из областей Центрального федерального округа (ЦФО), где Георгий Сергеевич был представителем президента и его авторитет чрезвычайно высок. Мы лично убедились в этом в ходе поездок в данные регионы. Как результат - благодаря рекомендациям губернатора мы реализовали в ЦФО 80 тракторов на 400 млн рублей.
Губернатор обещает что-то закупать для города?
- Город - один из наших клиентов. Мы представили губернатору наши новые линейки дорожно-строительной и коммунальной техники. Сейчас идет процесс контрактации и уже поступают заявки на следующий год.
В 2011 году Кировский завод впервые после кризиса показал прибыль - 123 млн рублей. В этом году
прибыль будет?
- Прибыль будет. Уже по итогам первого полугодия чистая прибыль ОАО "Кировский завод" составила 238 млн рублей. Однако, учитывая нашу консервативную политику в области списаний, точнее финансовое самочувствие всей группы отражает показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по налогам, процентов и амортизации. - Ред.). В этом году он составит 1,6 млрд рублей.
Всю прошлогоднюю прибыль вы направили на модернизацию. Какие планы по модернизации на этот год?
- Наиболее крупные инвестиции: 200 млн рублей - на создание необходимых производственных мощностей завода "Универсалмаш" для изготовления шасси ЗРК С-300; 100 млн рублей - на подготовку серийного производства линейки тракторов нового поколения серии К-9000. Держим также в уме возможные затраты на обновление оборудования и инфраструктуры завода "Киров-Энергомаш" в рамках проекта ПАТЭС.
Хватает ли собственных средств на модернизацию, есть ли планы по выпуску облигаций, возврату на
рынок акций?
- Денег на развитие уходит больше, чем мы зарабатываем. Однако размещать облигационные займы или возвращаться на биржу мы пока не собираемся. Сегодня даже более крупные компании не в состоянии привлечь деньги с фондового рынка на хороших условиях. Кировский завод имеет очень мощную залоговую базу. Это позволяет нам ощущать себя уверенно на рынке банковских кредитов, и условия, которые дают нам кредитные организации, нас устраивают.
Расскажите про ПАТЭС, под этот проект вы собирались вложить 350 млн рублей в модернизацию "Киров-
Энергомаша"?
- Свои предложения по этому проекту мы сделали и теперь ожидаем решения по программе строительства семи ПАТЭС до 2020 года на правительственном уровне. Только после этого будет ясность с датой старта проекта на Кировском заводе, объемами его участия и необходимыми инвестициями. По предварительной договоренности с "Росэнергоатомом", срок подготовки площадки - 2013 год. Максимальный объем инвестиций - 435 млн рублей.
Что вы будете делать по ПАТЭС, на какую часть стоимости претендуете?
- До одобрения программы правительством говорить об объемах нашего участия в ней преждевременно.
Шасси ЗРК С-300 - единственный ваш гособоронзаказ?
- Сегодня мы активно работаем в области судостроения. Как известно, наши силовые агрегаты установлены на 80% атомных подводных лодок всех поколений, на всех ныне существующих в мире девяти атомных ледоколах, на многих надводных кораблях большого водоизмещения ВМФ и на судах коммерческого флота.
Какая доля гособоронзаказа в выручке?
- Около 5%.
На ее существенное увеличение рассчитываете в связи с программой модернизации армии?
- Мы готовы к работе и ищем новые контракты, но ставку на гособоронзаказ не делаем. Государственный заказчик крайне жестко подходит к вопросам финансирования и ценообразования. И если есть возможность "выкрутить руки", то это будет сделано. Известны случаи, когда руководители предприятий, выживающих только за счет гособоронзаказа, подписывали контракты по заниженным ценам, заведомо зная, что через несколько лет выйдут на пенсию, а предприятие обанкротится. Такой сценарий не для нас.
В начале года вы создали станкостроительный кластер на базе "Киров-Станкомаша". Что можете сказать об
имеющихся и ожидаемых результатах?
- Объединение призвано поддержать гибнущую отечественную отрасль. Страна нуждается в эффективном и конкурентоспособном станкостроении, например для реализации 20-триллионной программы модернизации армии. Ведь иностранцев не пустят на львиную долю задействованных в ней предприятий. Мы начали с малого: на радарах городской и федеральной власти появился новый объект - "станкостроительный кластер". Это дает возможность для определенного диалога и перехода в практическую плоскость участия в реализации действующих городских и федеральных программ. Рынок и пространство для роста у нас есть. Есть и активный спрос. На сегодняшний день завод "Киров-Станкомаш" контрактуется уже на вторую половину 2013 года. Среди наших клиентов такие гранды, как "Красный Октябрь", "Пермские моторы", Невский завод, "Силовые машины". Конек "Киров-Станкомаша" - это оборудование по зубообработке, уникальная для России компетенция, которой больше нигде нет. В станкостроении, машиностроении такие предприятия - это белая кость, элита.
Вы собирались строить литейный завод, на каком этапе проект?
- В настоящее время ведутся переговоры о создании совместного предприятия с крупной немецкой компанией. Мы уже провели серию встреч как на нашей территории, так и в Германии.
В августе-сентябре должна состояться определяющая встреча. На сегодняшнем этапе мы планируем создание совместной рабочей группы, которая проведет оценку и подготовку данного проекта.
О холдинге
ОАО "Кировский завод" объединяет 41 компанию в сфере металлургии, машиностроения, электроэнергетики, недвижимости. Имущественный комплекс Кировского завода - около 400 га земли и 1,5 млн м2 зданий и сооружений, расположенных в Петербурге, Ленобласти, на юге России. Большая часть недвижимости - производственные объекты. Прогнозируемая выручка группы компаний в 2012 году - 20 млрд рублей. Наибольший вклад (38%) вносит металлургия, машиностроение - 28%, управление недвижимостью - 12%.
Биография
Георгий Семененко родился в Петербурге в 1982 году. В 2000 году начал трудиться на металлургическом заводе "Петросталь". В 2002 году избран директором ЗАО "ИК "Петросталь-инвест". В 2004 году окончил Санкт-Петербургский госуниверситет экономики и финансов по специальности "менеджмент". В 2005 году возглавил Кировский завод после трагической гибели отца Петра Семененко, руководившего предприятием с 1987 года.