Оппозиция в Петербурге снова не смогла договориться: 15 сентября в городе пройдут два Марша миллионов одновременно. Протестному движению мешают личные амбиции, оторванность от реальности и отсутствие общих ценностей.
15 сентября в Москве и других городах пройдут акции, митинги и шествия оппозиции. В столице должен пройти третий Марш миллионов. В Петербурге в силу неспособности оппозиционеров договариваться оппозиционных акций будет две.
Местные оппозиционеры организовали два оргкомитета. Один - более резко-оппозиционный ("Другая Россия", некоторые представители "Парнаса", "Яблока" и др.), другой - более умеренно-либеральный (те же "Парнас" и "Яблоко", а также ЛГБТ, "Солидарность" и пр.). Некоторые попытки договориться были, но не слишком активные и убедительные.
Таким образом, 15 сентября ожидается проведение сразу двух протестных акций - что, конечно, наилучшим образом свидетельствует о единстве, солидарности и договороспособности петербургской оппозиции.
Подобное происходит не впервые. Камней преткновения сразу несколько. Во-первых, постоянно ссорятся между собой националисты и представители ЛГБТ (что неудивительно). Во-вторых, количество потенциальных лидеров на квадратный метр слишком велико, и никто от лидерских амбиций отказываться не хочет.
В-третьих, большинство этих политиков представляют лично себя и пару десятков знакомых активистов. Ощущение оторванности и от власти, и от народа приводит одновременно и к чувству элитарности, и к маргинализации. Движений слишком много, они слишком маленькие и удивительно несовместимые ни друг с другом, ни с избирателями. Городская оппозиция стала "вещью в себе", своеобразным клубом для постоянных посетителей.
Проблемы с договороспособностью – общие для оппозиционеров во многих странах и при многих режимах, отмечает политолог Владимир Гельман. Проблема состоит в том, что у них есть, против чего дружить (действующая власть), но сами они слишком разные, чтобы по-настоящему дружить. Негативный консенсус – это необходимо, но недостаточно, говорит эксперт.
Кроме того, поскольку петербургская оппозиция – не слишком широкий круг людей, то ее лидеры друг друга хорошо знают и обычно очень не любят. Зато с большой любовью каждый из них относится к себе. Чем меньше за людьми реальной поддержки населения, тем более пышным цветом расцветают личные амбиции, отмечает Владимир Гельман. А личные амбиции и вызванные ими проблемы и конфликты еще больше снижают уровень поддержки, - замкнутый круг.
Довольно большой процент жителей Петербурга настроены, скорее, оппозиционно, но лидеры оппозиции, особенно местной (а не федеральной), вызывают еще меньше желания их поддерживать, чем лидеры действующей власти.
По-настоящему же на запрос избирателей не отвечает почти никто из этих движений. Возможно, оппозиции нужно больше сил и времени на то, чтобы достичь компромисса и адекватности – например, польской "Солидарности" в 19890-х на это понадобилось довольно много времени, говорит Владимир Гельман.
На этой неделе часть либеральных демократических движений и партий предприняли очередную попытку объединиться. В оргкомитет "Демократический Петербург" вошли "Яблоко", "Парнас", социалисты, представители ЛГБТ и некоторые другие.
Базовыми принципами, которые разделяют все участники оргкомитета, названы "уважение к правам человека и гражданское равенство, приоритет демократических ценностей и процедур, ненасильственные методы борьбы, антифашизм и недопущение дискриминации". Предполагается, что оргкомитет будет координировать и организовывать протестные акции демократической оппозиции (тех ее представителей, которые входят в оргкомитет).
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Петербуржцы, несогласные с результатами президентских выборов, выехали в Москву на "Марш миллионов".