Проникновение услуги платного ТВ в РФ перевалило за 50%. Наибольшие темпы прироста показывает IP-телевидение.
Среди всех технологий платного телевидения в России наибольшие темпы прироста показывает сегмент IPTV (цифровое телевидение по IP-протоколу), говорится в отчете J'son&Partners Consulting. "Темпы прироста составили в 2011 году 220%", - поясняют в агентстве.
Стремительный, по определению аналитиков, рост IPTV во многом объясняется эффектом низкой базы: в 2010 году доля подключенных по этой технологии абонентов составляла всего 2% рынка платного ТВ. За 2011 год она увеличилась до 5%. Тем не менее, по прогнозу агентства TelecomDaily, в ближайшие годы доля IPTV продолжит расти, в то время как доля спутникового телевидения останется на прежнем уровне, а кабельного - будет уменьшаться. Сегмент кабельного ТВ уже сократился с 70 до 63% за 2011 год, по данным J'son&Partners.
Доля IPTV на рынке платного ТВ в Петербурге выше среднего по стране - 7%, по оценке TelecomDaily. При этом если по России проникновение платного телевидения на конец 2011 года составило 52% (28,6 млн домохозяйств), то в Петербурге оно уже приближается к 100%, говорит аналитик IKS-Consulting Елена Крылова. По ее словам, в Москве проникновение услуги уже превысило 100%.
Лидерами на рынке платного телевидения в Петербурге являются "Ростелеком" (развивает IPTV, а с поглощением оператора "ТКТ" - еще и кабельное ТВ), ЗАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ", спутниковое вещание), "Мультинекс" (кабельное), "Эр-Телеком" (кабельное и IPTV), "Билайн" (IPTV). Всего в городе около 640 тыс. абонентов платного телевидения, по данным агентства "Рустелеком".
Основным преимуществом IPTV считается интерактивность, которая дает, например, услугу "видео по запросу", то есть возможность просмотра фильмов или телепередач на выбор за дополнительную плату. При этом в J'son&Partners отмечают, что операторы кабельного ТВ не стоят на месте и переходят постепенно на новую технологию, которая даст то же "видео по запросу".
В "Билайне" считают, что с помощью IPTV можно переманить от других операторов абонентов домашнего Интернета: "Мы видим, что во многих городах телевидение становится драйвером новых подключений к Интернету". Абонентов привлекают пакетные предложения операторов: домашний Интернет и IPTV вместе от одного провайдера обычно стоят дешевле.
Однако не все так гладко. Главный барьер для развития рынка - необходимость приобретения приставки для каждого телевизора. Например, оператор "Тема-Телеком" пытался продвигать IPTV в Ленобласти, но за год продал всего 20 приставок и перестал этим заниматься.
Кроме того, по данным TelecomDaily, с середины 2011 года до середины 2012-го ARPU (средний доход с клиента) операторов IPTV в России снизился на фоне растущей конкуренции на 26%. В "Билайне" говорят, что у себя этой тенденции не отмечают, но допускают такое развитие событий. Там намереваются поддерживать ARPU за счет дополнительных услуг.
В "Триколор ТВ" уверены, что параллельно с долей IPTV будет расти и доля спутникового ТВ, тем более что оно "практически незаменимо в небольших населенных пунктах". В компании считают залогом будущего роста доступные тарифы и широкий ассортимент каналов в формате высокой четкости (HD). При этом гендиректор "Триколор ТВ" Александр Макаров говорит, что компания учится зарабатывать на дополнительных услугах, которые впоследствии должны стать основным источником дохода всех операторов платного ТВ.