Грузооборот портов Петербурга и Ленобласти вырос на 12%. Эксперты связывают это с бурным развитием порта Усть-Луга. Вместе с тем, порт в Петербурге сокращает обороты - городские стивидоры теряют заказы на перевалку угля, нефтепродуктов и удобрений.
Грузооборот портов Петербурга и Ленобласти, по данным Морской администрации порта, с января по август 2012 года вырос на 12% – с 113,2 млн до 126,8 млн т. В частности, выросли объемы перевалки грузов в портах Усть-Луга – с 13,6 млн до 28,3 млн т, Приморск – с 50 млн до 50,7 млн т, Выборг – с 643 тыс. до 871 тыс. т.
"Рост общего грузооборота связан с открытием в 2011 году в порту Усть-Луга нового терминала перевалки нефтепродуктов", – считает глава агентства Infranews Алексей Безбородов. Терминал мощностью 30 млн т в год построило ОАО "Роснефтьбункер" (дочерняя компания нефтетрейдера Gunvor, совладельцем которой является предприниматель Геннадий Тимч енко).
Объем перевалки нефтепродуктов в Усть-Луге вырос на 148% – с 3,3 млн до 8,3 млн т. Кроме того, в статистику попали данные терминала по перевалке нефти мощностью 38 млн т, построенного в Усть-Луге в марте 2012 года (терминал открывал лично тогдашний премьер-министр РФ Владимир Путин). За пять минувших месяцев терминал перелил 6,9 т нефти.
Объем перевалки контейнеров в порту Петербурга вырос на 6% (с 14,6 млн до 15,5 млн т). В петербургском ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ) говорят, что не ожидают значительного роста объемов в 2013 году.
"Ситуация не очень оптимистичная. По крайней мере, о большом росте говорить не придется", – сообщили в ПКТ.
Рынок перевалки контейнеров в городе и области делят между собой ПКТ (44%) и "Петролеспорт" (30%). Остальная часть рынка распределена между компаниями "Контейнерный терминал "Санкт-Петербург" (бывшая "Четвертая стивидорная компания" группы "Морской порт Санкт-Петербург"), ООО "Моби дик", ООО "Русмарин-форвардинг", ЗАО "Нева-металл", ОАО "Усть-лужский контейнерный терминал" (УЛКТ).
Сегодня загруженность контейнерных терминалов, по оценке ПКТ, составляет около 50-60%. "Поскольку рост перевалки не ожидается, выходит, что мы вступаем в конкуренцию с другими терминалами, в частности, с УЛКТ, – говорят в компании. – Если в связи со вступлением в ВТО будет рост импорта, то и оборот контейнеров вырастет, и конкуренция исчезнет, потому что всем хватит заказов".
В порту Петербурга с начала года оборот нефтепродуктов сократился на 17% (с 10,3 млн до 8,6 млн т), минеральных удобрений – на 10% (с 3,7 млн до 3,3 млн т). Полностью исчез оборот угля и кокса (с 282 тыс. т). Уголь – один из тех видов грузов, которые уходят из Петербурга в небольшие областные порты, к примеру, в Выборг. Так, порт "Выборгский" распространил 24 сентября информацию о том, что впервые за 20 лет достиг грузооборота 1 млн т еще до окончания третьего квартала года.
"Во-первых, с момента акционирования в 1993 году, было 7 лет, когда порт за весь год не смог преодолеть планку в 1 млн т. Но это были годы до прихода новой команды управленцев. Во-вторых, после прихода новой команды в 1997 году, порт всегда за год переваливал более 1 млн т, но никогда не достигал этого показателя уже за три квартала. В-третьих, данного результата удалось добиться на пяти работающих причалах, то время, как до 1997 года в порту действовало восемь причалов", – рассказывают в выборгском порту.
"Уголь давно уже должен был исчезнуть. Петербург – не место для его перевалки, – убежден Алексей Безбородов. – Часть нефтепродуктов забрал порт Усть-Луга, а сокращение объемов перевалки минеральных удобрений – не проблема порта, а дело "Балтийского балкерного терминала".
На "Балтийском балкерном терминале" переваливаются минеральные удобрения ОАО "Уралкалий" (оно же владеет терминалом). По словам Безбородова, объемы перевалки на терминале регулируются соглашением "Уралкалия" и китайских покупателей, которым компания сбывает свои удобрения, и не зависит от желания руководства порта.