Петербургские дорожные компании могут предложить рынку новые технологии, однако механизма для их широкого внедрения сегодня не существует.
Дорожное строительство в Петербурге развито на высоком уровне, считают эксперты: компании владеют парками новой техники, применяют современные материалы. Создана и научная база: разработкой новых технологий и апробацией зарубежных ноу-хау занимаются вузы, профильные научные и проектные институты. По мнению президента Союза инженеров-сметчиков Павла Горячкина, новыми современными технологиями город владеет - это лишний раз доказывает тот факт, что наши дорожники активно строят в регионах. Необходимым эксперт считает создание условий, чтобы инновации применялись шире, были бы интересны и бизнесу и заказчику.
"Сегодня инновации внедряются в гораздо меньшем объеме, чем требуется. Внедрение новых продуктов отнимает время на испытания и требует затрат: новые технологии, как правило, стоят дороже примерно на 30%, хотя эти затраты окупаются в несколько раз при эксплуатации дороги", - говорит Павел Горячкин.
"На все это у заказчика нет желания, а у бизнеса в такой ситуации нет стимула для внедрения новинок, - добавляет Виктор Котляров, главный инженер ООО "Дорожник-92". - Мы даже стали сомневаться, что инновации и, соответственно, хорошие дороги нам нужны".
По мнению участников рынка, сегодня отсутствуют экономические механизмы, стимулирующие к внедрению инноваций. "Методики оценки эффективности проектных решений давно устарели и не позволяют выбрать наиболее оптимальный вариант с позиции эффективности и минимизации расходов. Дорожно-строительный бизнес фактически стал заложником 94-ФЗ, который явно не способствует внедрению инноваций в отрасли, - полагает генеральный директор НП "АСДОР" Юрий Агафонов. - Всем известно, что аукционы на выполнение работ по ценовому предложению доходят до абсурдного демпинга, их цель - голая экономия, а вовсе не эффективность использования бюджетных средств. За рубежом, где в дорожном строительстве приоритетна эффективность будущей дороги, проводятся тендеры технологий, и не страшно, что новая технология выше стартовой цены, если при этом она экономически эффективна".
По мнению Юрия Агафонова, стране необходим новый закон о федеральной контрактной системе.
Другая проблема - устаревшая нормативная база, а именно устаревшие СНиПы и ГОСТы. Главгосэкспертиза, которая работает по этим документам, вычеркивает инновации из проектов, говорят дорожники.
Если дорожная компания отстаивает применение современных технологий для ремонта и строительства, она должна разработать свой пакет стандартов и самостоятельно согласовать их с федеральным заказчиком - Росавтодором, этот процесс долог, непрост и совсем не гарантирует, что разрешение на внедрение новинок будет получено.