Рынок мобильной торговли за последний год прирос на треть. Несмотря на неопределенность с получением мест, игроки намерены развиваться дальше.
Рынок городской торговли с колес, который включает уже 400 автолавок и ежемесячный оборот которого достигает 200 млн рублей, со следующего года ожидают изменения. Наметившийся резкий рост - почти 140 новых точек только за последний год - могут притормозить законодательные поправки. Дело в том, что в 2013 году адресную программу размещения нестационарных торговых объектов заменят схемами размещения. "Сбор заявок по включению участков в эти схемы предполагается осуществлять 2 раза в год, а сама процедура согласования торговых объектов займет 62 дня. Механические транспортные средства являются нестационарными торговыми объектами, а значит, подлежат включению в схемы размещения", - пояснили в КЭРППиТ. В комитете также отметили, что специально для мобильной торговли введут упрощенный порядок, однако пока не ясно, каким он будет.
Пока для того, чтобы поставить мобильную точку, компании нужно подать заявку и пакет документов в КЭРППиТ, причем срок согласований ограничен 30 днями. "Разрешения на размещение автолавок каждый день подписываю чуть ли не пачками - десятки в день", - сообщил глава управления по потребительскому рынку КЭРППиТ Эльгиз Качаев на заседании в Санкт-Петербургском союзе предпринимателей.
Официально право торговать в автолавках в городе получили 34 производителя из Петербурга и Ленобласти. Причем пополняется этот рынок активнее всего за счет сельхозпроизводителей, которые начали прибывать в Петербург весной 2012 года.
На фото: Автолавки у Приморской
Интерес к развозной торговле в комитете объяснили тем, что это позволяет держать по городу низкие цены. "Так, в автолавках цены на колбасу на 20-25%, а на рыбную продукцию - на 35-40% ниже, чем в рознице, не входящей в сети, а также на рынках", - подсчитали в КЭРППиТ.
Для самих же производителей выгода очевидна, и, даже если правила размещения изменятся, владельцы автолавок продолжат вкладываться в это направление и на рынок будут приходить новые игроки. В целом при средней стоимости автолавки 700 тыс. рублей окупить затраты можно за 6-12 месяцев работы.
Во-первых, привлекательной мобильную торговлю делает разница в стоимости аренды земли под автолавку и павильон-времянку - она различается в разы. Во-вторых, производителям такая торговля дает новый канал сбыта, где продукцию можно продавать по интересным для себя ценам.
"Если на завод мы отдаем каждый литр молока по 17 рублей, то при продаже через автолавки цена возрастает до 30-35 рублей", - рассказал председатель СПК "Поляны" Магомед Рамазанов. По его словам, через автолавки предприятие сбывает сейчас до 15% всей выпускаемой продукции. В следующем году фирма готовится прибавить к 32 уже имеющимся фургонам еще минимум шесть и переводит все свои объекты в Петербурге на ежесезонный график работы.
Александр Вихорев, генеральный директор ООО "ПК "Петербурженка" (производство колбасных изделий), рассказал, что у компании есть только один стационарный магазин, число же собственных автолавок приблизилось к 20. "Мы продолжим расширять сеть, но только после того, как правила распределения мест будут нам ясны, а в КЭРППиТ наконец завершится реорганизация", - отмечает Александр Вихорев. В компании "Великолукский мясокомбинат" сообщили, что привлекательным для продажи с колес им кажется не только Петербург, но и Ленобласть - в этом году компания запустила там три развозных магазина.
Автолавки в Петербурге начали появляться в 2007-2008 годах и уже в 2009 году на заседании в Смольном губернатор Валентина Матвиенко потребовала пересмотреть правила парковки под такие объекты. "Булочки к кофе утром купить негде!" - объясняла тогда градоначальница и даже распорядилась создать черный список адресов, где торговать нельзя, а в остальных местах разрешить ставить автолавки без согласований. И хотя это требование выполнено не было, но город смягчил процедуру согласований.
В сегодняшних условиях торговый фургон стал заменой мелкорозничным торговым зонам, которые практически исчезли и уступили место сетям, с которыми производители работать не хотят, рассуждает Алексей Третьяков, председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. "Как-то я даже заметил, что колеса у фургона одного производителя были сняты - по сути, фургон превращается в ларек. И к чему же была затеяна эта ликвидация?" - заключил он.