ООО "Невская трубопроводная компания" (НТК) ввела в эксплуатацию в порту Усть-Луга нефтеналивной терминал мощностью 30 млн т в год. Он является конечной точкой второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).
Как сообщил dp.ru гендиректор НТК Константин Хамлай, объем вложений в строительство терминала составил $130 млн. "Половина средств составили вложения компании Gunvor, вторая половина – заемные деньги банка BNP Paribas. Срок окупаемости – около 7 лет", – сказал он.
Земля и оборудование терминала находится в собственности НТК. Владельцами ООО "НТК" являются компании Gunvor (50%), "Транснефть" (26%) и "Газпромбанк" (24%). Собственниками Gunvor, в свою очередь, являются Геннадий Тимченко (46%), Торбьорн Торнквист (46%), остальные 8% распределены между работниками компании.
По словам заместителя директора НТК Дмитрия Загоскина, терминал осуществляет погрузку на танкеры нефти, приходящей по трубе БТС-2. "Заключены договоры с такими компаниями, как "Башнефть", Shell, "Роснефть", "Татнефть", "Казтрансойл" и, собственно, "Транснефть", – пояснил он. В дальнейшем нефть экспортируется в страны Европы.
Константин Хамлай отметил, что в объем вложений не входят затраты, которые компания вынуждена была потратить в силу различных причин на строительство объектов, не связанных с перевалкой нефти.
Читайте также:
Цены на нефть стали рекордными по квартальному росту
"Например, пожарную часть. Я считаю, что инвестор не должен этим заниматься, а иначе эти затраты увеличивают бюджет и, как следствие, тариф на перевалку нефти. Это сильно отличает нас от стран Прибалтики, где этими вопросами занимается государство", – сказал он.
"БТС-2" – вторая ветка нефтепровода "Транснефть", проходящая по Ленинградкой области. Первая – БТС – проложена в порт Приморск, находящийся в северной части Финского залива. За 7 месяцев 2012 года этот порт перевалил 50 млн т наливных грузов, из которых 46 млн т – сырая нефть.
С 23 марта 2012 года работа терминала НТК велась в тестовом режиме. Загрузка нефти на танкеры дожна происходить на четвертом и пятом причалах общей длиной 640 м. Запуск БТС-2 откладывался еще с ноября 2011года в связи с осадкой пятого причала (работы по сооружению причала тогда вел подрядчик "Морстрой"), поэтому сейчас работает только четвертый причал.
"Просадка причала произошла из-за несоответствия нормативных документов, на основе которых проектировалось сооружение, современным требованиям. Не проводился анализ проекта в отношении геологических особенностей дна. Если точнее, не было учтено, что 90% песка, из которого состоит дно, это крупинки размером 0,1 мм и менее. Причем подрядчик это прекрасно знал и сознательно ввел в заблуждение заказчика", - заявил Антон Василевский, заведующим отделом ОАО "ВНИИГ имени Веденеева" (головная организация, отвечающая за СНиПы).
По словам Константина Хамлая, сейчас ООО "Балтийский проект" ведет дноукрепительные работы на пятом причале. Работы должны завершиться в октябре. Их стоимость – 160 млн рублей.
В непосредственной близости от терминала НТК расположен терминал по перевалке нефтепродуктов ОАО "Роснефтьбункер" (РНБ), которое на 100% принадлежит компании Gunvor. По словам Константина Хамлая (он же является гендиректором "Роснефтьбункера"), объем вложений в терминал составил $1 млрд. Его строительство ведется с 2006 года. В конце 2009 года терминал, а именно компания "Роснефтьбункер", перешла под контроль Gunvor.
Терминал РНБ переваливает нефтепродукты, поставляемые железной дорогой, на трех причалах – на первом, втором и третьем. В настоящее время работает только второй причал мощностью 7 млн тонн в год (1 очередь) – в тестовом режиме, - который переваливает темные нефтепродукты (мазут). Его планируется ввести в промышленную эксплуатацию в октябре.
Запуск в промышленную эксплуатацию первого причала (2 очередь) мощностью 7 млн тонн в год, который переваливает темные нефтепродукты, запланирован на декабрь.
Полноценный запуск третьего причала (3 очередь) мощностью 6 млн тонн в год, который переваливает светлые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо), намечен на II квартал 2013 года. Решается вопрос о целесообразности запуска четвертой очереди терминала мощностью 10 млн тонн в год, который мог бы переваливать и темные, и светлые нефтепродукты.
Таким образом, наибольшая мощность терминала РНБ может составить 30 млн тонн в год, заявил Константин Хамлай. "При благоприятном стечении обстоятельств терминал сможет сливать нефтепродукты с 500 вагонов на трех эстакадах одновременно", - сказал он.