10:0705 октября 201210:07
64просмотров
10:0705 октября 2012
Петербургские DIY–сети активно двигаются в Подмосковье: на рынок региона выходят "Метрика", "Домовой" и "Максидом". С переходом чиновников Смольного в администрацию Московской области бизнесменам Северной столицы стало легче развиваться в этом регионе.
Вслед за чиновниками
Как рассказал "Деловому Петербургу" один из петербургских ретейлеров, активной экспансии строительных сетей в Московский регион во многом способствует переход целой команды петербургских чиновников в блок строительства и управления имуществом администрации Московской области.
В числе переехавших в Подмосковье — бывший строительный вице–губернатор Петербурга Роман Филимонов и экс–глава КУГИ Дмитрий Куракин, которые сформировали свою команду из петербуржцев. "Когда в регионе есть старые связи, документы согласовывают быстрее", — подчеркнул бизнесмен.
На фото: Недавно открывшийся строительный супер маркет "Строительный двор Санкт-Петербурга "Домовой"
на Гражданском проспекте. Охранник, ограждение.
Акцент на Московскую область
Как рассказал "Деловому Петербургу" член совета директоров корпорации "СБР" Алексей Иовлев, курирующий развитие "Метрики" в Центральном регионе, компания присутствует здесь с 2011 года, когда открылись магазины в Брянске и Орле. Сегодня в Центральном федеральном округе представлено пять супермаркетов сети.
По словам Алексея Иовлева, в 2013 - 2014 годах компания планирует в несколько раз увеличить свое присутствие в Московской области, открыв 40 –50 строительных супермаркетов. "Первые магазины откроются в октябре–ноябре этого года в Серпухове и Орехово–Зуево", — сообщил владелец корпорации "СБР" Евгений Лебедев.
Объекты будут открываться на арендных площадях, средняя площадь одного магазина — 2 тыс. м2. "Это будут более городские, урбанистические форматы, чем в Ленобласти", — уточняет Алексей Иовлев. Поставка товара будет осуществляться с распределительного центра в Москве, открытого в мае этого года.
"Сейчас в Москве уже открыт офис и идет набор персонала в управления по развитию, закупкам и в операционный блок", — говорит Алексей Иовлев, подчеркивая, что это первый дополнительный офис компании, открытый за пределами Петербурга. Ранее все магазины управлялись из головного офиса. К следующему высокому сезону продаж (то есть к началу лета) "Метрика" хочет довести сеть до 99 магазинов (сейчас 80 объектов).
В борьбе с рынками
Как показывают исследования, россияне сокращают расходы на товары сегмента люкс, зато больше тратят на обустройство и уют дома. По оценке INFOLine, объем рынка DIY & Household вырастет в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 15,5%, до 890 млрд рублей.
При этом в Московской области, по словам гендиректора INFOLine Ивана Федякова, несмотря на высокий уровень платежеспособности населения, практически отсутствуют современные строительные гипермаркеты DIY–формата. Зато, по мнению эксперта, при выходе в этот регион "Метрика" столкнется с очень жесткой конкуренцией со стороны строительных рынков.
"Московская торговля в принципе лоточная, позиции рынков там очень сильны. Только "Каширский двор" чего стоит", — отмечает Иван Федяков. Так, если доля рынков в общем обороте российской розничной торговли составляет 11%, то в Москве достигает 20%. Для сравнения: в Петербурге этот показатель равен 4,5%.
"Метрику" такая конкуренция не пугает. "Рынки — это падающий формат, доля рынков в общем обороте розничной торговли будет сокращаться", — считает Алексей Иовлев, отмечая, что компания будет открывать свои магазины в небольших населенных пунктах, где специализированных строительных рынков может не быть вовсе.
При этом у "Метрики" сильной стороной является наличие большой доли собственного импорта. "За счет масштабных закупок в Китае "Метрика" получает очень низкие закупочные цены", — говорит Иван Федяков.
Петербургский десант
Вслед за "Метрикой" в Центральный регион выходит петербургская сеть "Домовой", которой управляет УК "Старт" (принадлежит совладельцу лесопромышленной группы "Илим" Захару Смушкину). Первый супермаркет "Домовой" в Москве откроется в декабре в ТРЦ "Июнь" (Мытищи). Площадь магазина — 8 тыс. м2, ассортимент такой же, как в Петербурге: 35 тыс. наименований. Инвестиции в его открытие составили 160 млн рублей. По словам управляющего УК "Старт" Романа Никонорова, в течение 2 лет компания планирует открыть 10 "Домовых" в Москве, но все будет зависеть от наличия привлекательных помещений.
Еще год назад о планах выхода в Москву заявлял и петербургский лидер "Максидом". Однако компания до сих не реализовала эту идею. "Нам Москва по–прежнему интересна. Но мы пока не получили достойных предложений ни по покупке, ни по аренде земли или здания", — сообщила член совета директоров ООО "Максидом" Мария Евневич.
Из серьезных игроков петербургского рынка в настоящее время в Москве двумя гипермаркетами представлена только финская "К–Раута", вышедшая на российский DIY–рынок через покупку петербургской сети "Строймастер".
Директор по России компании Rautakesko (оператор "К–Рауты") Микко Ниссинен сообщил "ДП", что в 2012–2014 годах сеть откроет новые магазины в Москве и Центральном регионе, однако отказался назвать конкретные планы. Как правило, компания работает только на собственных площадях.
Брокеры отмечают, что в самой Москве очень сложно найти площадку под размещение магазина DIY. По словам регионального директора департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяны Ключинской, с начала 2012 года в столице введено всего 75,9 тыс. м2 в торговых центрах. Это минимальный показатель с 2003 года. Среди крупных проектов, заявленных к открытию в 2013 –2014 годах, только концепция ТРЦ "Авиапарк" предполагает размещение гипермаркета DIY.
По словам Татьяны Ключинской, ситуация осложняется тем, что некоторые московские сетевые девелоперы размещают в своих торговых центрах собственные строительные магазины, например ГК "Ташир" (магазины "Наш дом") или Crocus Group ("Твой дом").
Так что с точки зрения наличия необходимых для региональной экспансии ресурсов выбранный "Метрикой" рынок Подмосковья выглядит более перспективно.