Особая роль Littleone для Петербурга стала понятна после того, как несколько лет назад Валентина Матвиенко вдруг поздравила родителей и учеников с 1 сентября не на официальном портале администрации Северной столицы, а на Littleone, попутно отметив, что сама пользуется этим сайтом.
"Я много лет выписываю необычные фамилии клиентов: Никаких, Попаламброс, Пердофириди, Финогенов, Дурилова, Херз, Тен, Хропатый, Безмен, Блюменкранц, Жемалух, Листопад, Шляхлинюк…" Это сообщение, подписанное ником Артур2000, оставлено 24.03.2010 в 23:27. Как ни трудно в это поверить, это единственное место, где на сайте Littleone упоминается фамилия его создателей и владельцев.
Девушка небесной красоты в платье–комбинашке катится на велосипеде по Марсову полю. Рядом на таком же манерном велике фирмы Electra крутит педали длинноволосая девочка. Даже среди знакомых не все в курсе, что одна из велосипедисток — создательница "сайта питерских родителей" Littleone Алиса Шляхлинюк, а вторая — Лея — была причиной, по которой появился этот интернет–ресурс, ставший настольной книгой для сотен тысяч горожан.
Тайные люди
Собственно особенная системообразующая роль Littleone для Петербурга стала понятна после того, как несколько лет назад Валентина Матвиенко вдруг поздравила родителей и учеников с 1 сентября не на официальном портале администрации Северной столицы, а на Littleone, попутно отметив, что сама пользуется этим сайтом.
Тем удивительнее, что ни до, ни после этого владельцы сайта никак себя не проявляли. В единственной за более чем 10–летнюю историю публикации, посвященной созданию Littleone, не была названа даже фамилия основателей. Просто Алиса, и все.
На фото: Алиса Littleone
Создатели по сути крупнейшей российской родительской соцсети (несмотря на локальный формат, посещаемость Littleone, по данным Alexa.com, выше, чем у общероссийских семейных ресурсов mama.ru и 7ya.ru) оказались людьми–невидимками. В эпоху, когда практически каждый пользователь Сети вольно или невольно следит в Интернете, им удается соблюдать почти абсолютную информационную стерильность. "Яндекс" по запросу "Алиса Шляхлинюк" дает единственную ссылку: в 2008 году она поставила подпись под письмом в поддержку бывшего юриста "ЮКОСа" Светланы Бахминой, которой суд дважды отказывал в условно–досрочном освобождении, не принимая во внимание, что она в заключении родила третьего ребенка. После всего этого даже не удивляешься, что на двери офиса Littleone на пересечении ул. Декабристов и Английского пр. нет никакой таблички и что на собственном сайте Алиса живет под псевдонимом фАссоль. Выдает только статус — god (в переводе с англ. — Бог).
На фото: Алиса littleone
Разговорник
Littleone возник 12 лет назад — не как бизнес, даже не как хобби, а просто потому, что Алисе хотелось поговорить.
10 мая 2000 года у Алисы и Леонида Шляхлинюк родилась Лея. Алисе к тому моменту было 21, и она, как все обычные родители, вдруг осознала, что найти адекватную информацию о детских врачах, садах и прочем в петербургском информационном пространстве нереально. Да и просто поговорить тоже: Алиса вспоминает, что родила раньше подруг и разговоры "о памперсах" им были неинтересны.
Тогда она попросила Леонида, занимавшегося web–дизайном, сделать простенькую домашнюю страничку, где она могла бы обмениваться опытом и общаться с миром. "Тогда региональных ресурсов родительской тематики не существовало, — вспоминает она. — Искать информацию приходилось на общероссийских сайтах с миру по нитке. И моя задумка была простой — сделать сайт, на котором я смогу найти то, что будет полезно мне же самой. И это до сих пор работает!"
Первая версия сайта, больше похожая на домашнюю страничку, появилась в октябре 2000 года. Сначала на ней появились отзывы о роддомах Петербурга. Почти одновременно родился Клуб питерских родителей, дающий возможность перевести виртуальное общение в реальную жизнь. "И самый простой форум на бесплатном движке, — добавляет Алиса. — Первые отзывы о роддомах были подборкой из сети FIDOnet, их было около 20. Сейчас на сайте несколько десятков тысяч отзывов — и это не считая форума".
Аудитория росла не быстро. Изначально на форуме было не больше 30 человек. "Очень камерная и уютная атмосфера, многие из этих людей, кстати, по–прежнему присутствуют и на Littleone, и в моей жизни", — замечает Алиса. К первому дню рождения сайта постоянных пользователей на форуме было не больше 150. Еще через год — 1000 человек. Сейчас их 188 тыс., кроме того, ежемесячно на сайте бывает больше 1 млн уникальных посетителей, которые просматривают 80 млн страниц.
При этом бизнесом Littleone стал далеко не сразу. Зато очень быстро из просто развлечения перерос в трудоемкий процесс. "Ресурс требовал много сил, времени, новых навыков, — поясняет Алиса. — У нас не было ни сотрудников, ни технических специалистов, пользователи участвовали всем миром, присылая статьи, оставляя отзывы. Я училась верстать, муж администрировал. И все это, конечно, в контексте обычной жизни — работа, дочка, дела. Так что можно сказать, что первоначально это было хобби, забирающее много сил, но приносящее чистую радость от результата и много удовольствия от процесса".
Первые несколько лет Алиса и Леонид придерживались идеологии "без рекламы". "Однако после покупки первых серверов стало понятно, что наша ригидность ставит преграду не только для развития, но и вообще для существования проекта, — рассказывает Алиса. — Но у нас по–прежнему остались свои священные коровы. Например, нет скрытой (и вообще любой информационной) рекламы в отзывах, рейтингах; нет всплывающих баннеров, массовых коммерческих рассылок и т. д. Делаем ограничения и на содержание рекламы". Первая реклама появилась в 2003 году (тогда месяц размещения баннера стоил 600 рублей). Свои коммерческие показатели Littleone не разглашает, но, по оценке фонда FINAM Global, проект может зарабатывать до $1 млн в год.
Добровольные помощники
Содержание Littleone также эволюционировало — вместе с тем, как росла дочка Алисы. Сначала появился раздел "Малыши до года", очень скоро появился отдельный подфорум о беременности, третьим стал раздел "Обо всем остальном": мамы и папы хотели говорить не только о детях. В итоге сайт, специализирующийся исключительно на родительской тематике, превратился сначала в женский журнал, а затем, во многом благодаря автомобильным форумам, привлек и мужскую аудиторию. Но и сейчас, по данным TNC–global, на каждого мужчину на сайте приходится три женщины.
По словам Алисы, форумные подразделы, которых на сегодняшний день около 100, рождались сами: "Комьюнити–менеджмент подразумевает некое джедайство. Надо чувствовать энергию и структурировать ее, не изменяя саму суть, больше действовать по ситуации, нежели по первоначальному плану, ориентироваться не на направление движения, а на компанию, которую хочется пригласить в это путешествие". В итоге за 10 лет в Петербурге вырос целый класс людей, которые по всем вопросам: от подбора столешницы для кухни до выполнения домашнего задания по русскому языку — обращаются к коллективному разуму.
Littleone — по–прежнему очень компактный бизнес, отцы–основатели ресурса называют его коммуной. Алиса говорит, что в компании занято около 10 штатных сотрудников. Вряд ли бы они могли справляться с модерированием бесконечных форумов и обсуждений, многие из которых включают по несколько тысяч сообщений. Однако сайту удалось создать вокруг себя — и это тоже редкость для российского рынка — если не армию, то целое подразделение из нескольких десятков волонтеров, занимающихся администрированием и модерированием безвозмездно, ну или почти безвозмездно. При этом модераторы–волонтеры даже не считают свою деятельность работой, а занимаются ею, "чтобы читать было приятнее".
"Действительно, многие модераторы не получают зарплату, — уточняет модератор Мария. — Но я не самый удачный пример, поскольку у меня есть свои интересы, связанные с форумом, в том числе коммерческие. Кроме того, я модерирую только те разделы, которые читаю, и мне просто удобно иметь возможность наводить в них порядок". Алиса добавляет: "У нас очень много альтруистично настроенных людей, но, конечно, у нас есть и оплачиваемые админы, к примеру на досках объявлений. Потому что сложно представить себе человека, который бы отдался этому делу с душой и наслаждением".
Маленький, да удаленький
Littleone появился за несколько лет до начала эры соцсетей. В то время еще не только никто не слышал об "Одноклассниках" или "ВКонтакте", но и сам Цукерберг только учился в эксклюзивной подготовительной школе в Нью–Гемпшире под названием академия Phillips Exeter. Теперь аудитория Facebook перевалила за миллиард, а его создатель числится в самых молодых долларовых миллиардерах.
Говорят, что само слово littleone переводится как "маленький, да удаленький". По сути, сайт так и остался маленьким, да удаленьким бизнесом.
Нелли Матвеева, аналитик фонда FINAM Global, считает: "Бизнес Littleone можно оценить в $2–3 млн. Дело в том, что это нишевый проект, причем от других его отличает в первую очередь локальность. Попытки превратить подобные проекты в порталы, социальные сети, журналы не удались, потому что аудитории эти проекты нужны именно такими, каковы они есть. Перспективы развития такого проекта, скорее всего, скромные. Это устойчивый бизнес, который может в течение многих лет приносить прибыль владельцам. Но, конечно, он ограничен размерами рынка. Если судить по графику посещаемости, проект уже набрал свою аудиторию и находится в зрелой стадии. Поэтому потенциальные инвесторы не могут ожидать быстрого роста, а высокая стоимость интернет–компаний обычно основывается именно на вере в колоссальное будущее".
Алису это, похоже, не смущает. По ее мнению, главным в идее Littleone остается традиция клубности: "Некоторая негибкость и в чем–то консерватизм, присущие и часто культивируемые Littleone, позволили объединить замечательную думающую, образованную, иногда чересчур саркастичную и резковатую, но по–настоящему душевную аудиторию".
По ее словам, Littleone неоднократно пытались купить, но тщетно: "Мы пока развиваемся, хочется довести проект до более гармоничного состояния. Кроме того, это наше дорогое детище. А в процессе деловых переговоров почти всегда становится понятно, что от первоначальной идеи инвесторы не планируют оставить и следа. Особенно это касается российских покупателей. Хотя чаще всего нам предлагали сотрудничество зарубежные инвесторы. Но пока не сложилось, хотя не факт, что не сложится в дальнейшем. Сейчас мы пытаемся структурировать бизнес так, чтобы его кпд был выше. А что из этого получится — посмотрим".
Пока же Алиса является на Littleone не только "Богом", но и обычным пользователем: "Я очень часто читаю отзывы, практически всегда, когда речь идет о не очень знакомой для меня сфере — ремонт ли это, детское образование или где купить новые туфли. Такая вот практическая энциклопедия обо всем. Моя дочка учится в школе, выбранной на Littleone, я хожу к врачам, отрекомендованным там же. Ну и не информацией единой…"