Депутат Госдумы, единоросс Алексей Кнышов, обвиненный в незаконном предпринимательстве, сложит с себя полномочия — по официальной версии, добровольно. Политологи называют его "сакральной жертвой": партия власти изображает, что закон един для всех, а не только для Геннадия Гудкова.
Депутат Госдумы от "Единой России" Алексей Кнышов объявил о решении сложить с себя полномочия. Об этом "нелегком решении" он сообщил в своем блоге.
"Я решил сложить полномочия депутата Государственной думы. Депутатский мандат — это не "корочка", дающая какие-то блага и привилегии. Это в первую очередь мандат доверия избирателей. Хочу подчеркнуть, что мне не в чем себя упрекнуть перед своими избирателями", — написал Кнышов.
Ранее правоохранительные органы заявили, что Кнышов в нарушение закона о депутатской деятельности занимался бизнесом, а именно учреждал компании и принимал участие в их управлении (владеть долями и компаниями закон не запрещает).
Решение депутата и его заявление выглядят пафосно, но непонятно. Если он не нарушал закон, то неясно, зачем уходить (и при чем тут доверие избирателей). Если нарушал, то не нужно говорить, что не нарушал.
Проверить Кнышова попросили депутаты от "Справедливой России". После того как депутатского мандата был лишен Геннадий Гудков (якобы тоже нарушавший этот закон), эсеры заявили, что бизнесом занимаются как раз единороссы, а Гудкова преследуют за оппозиционность.
Эсеры стали публиковать доказывающий этот тезис компромат. У Кнышова недвижимость в США и бизнес в Словакии, сообщили они.
К некоторому удивлению наблюдателей депутаты-единороссы согласились проверить и своих коллег по фракции на предмет соблюдения закона. Было предположение, что эти проверки ничем не кончатся. Но наблюдатели допускали, что единороссы "размандатят" и своих. Хотя это и может спровоцировать раскол во фракции: в конце концов за особыми возможностями и идут в "Единую Россию".
Возможно, Кнышов выбран случайным образом в качестве "сакральной жертвы". Или провинился по партийной линии, а ответит по линии закона о депутатской деятельности.
Следственный комитет пришел к выводу, что Кнышов в период исполнения своих депутатских полномочий был членом совета директоров учрежденной им в Словакии коммерческой организации, а также выступал в качестве учредителя или соучредителя 12 коммерческих предприятий. А в федеральной налоговой службе сообщили, что ведомство располагает информацией о том, что депутат-единоросс работает директором двух учрежденных им предприятий.
Лишение мандатов за занятие бизнесом представляется делом довольно сомнительным. Бизнесом так или иначе занимаются три четверти депутатов Госдумы. Большинство их, по крайней мере формально, бизнесом только владеет, в оперативном управлении не участвует, то есть закон не нарушает. Но грань между владением и управлением тонка. И непонятно, почему нужно лишать мандата тех, кто управляет своим бизнесом и по сути, и формально, но не нужно – тех, кто озаботился формальной стороной вопроса.
Юридическая двусмысленность открывает дорогу правоприменительной избирательности. Гудкова мандата лишили за несоблюдение правил игры (если дали избраться в Думу и развивать большой охранный бизнес, то не надо ходить на "Марш миллионов"). Кнышова — вероятно, за какие-то партийные провинности. Собственных интриг внутри партии власти хватает.
"Размандатив" Кнышова, единороссы смогут говорить, что закон един для всех. В действительности же закона как не было, так и нет. Всякий раз вопрос решается так, как это нужно сейчас. Правил и закономерностей, позволяющих системе быть сбалансированной и предсказуемой, нет.
Кнышов сыграл роль разменной монеты, полагает политолог Владимир Васильев. "Единороссам надо было убрать Гудкова из Думы любой ценой. Они убрали его без следствия и суда. Задача была выполнена, но партия понесла репутационный ущерб. Его надо было компенсировать. И было принято разумное решение найти в своих рядах такую разменную монету. Бизнесом занимаются многие, выбрали одного. Отказаться Кнышов не мог, иначе ему пришлось бы гораздо хуже. Единороссы же теперь смогут делать вид, что объективность соблюдена", — говорит эксперт.
Эсеры восприняли новость об уходе Кнышова из Думы с воодушевлением. "Мои помощники, которые помогали разоблачать золотых кренделей, в т.ч. Кнышова, попросили бронежилеты и политическое убежище", — иронизирует Дмитрий Гудков.
Интересно, что проверка Следственного комитета, несмотря на якобы добровольный уход Кнышова, продолжится. Об этом сообщил представитель СК Владимир Маркин. А лидер фракции единороссов Андрей Воробьев сказал журналистам, что документы, в которых подтверждаются факты присутствия Кнышова в органах управления словацкой компании, уже поступили из Генпрокуратуры в Госдуму.
Видео: "Вести".