Кроме отечественных компаний, девелоперский рынок Северо-Запада осваивают и иностранные.
Появление в России большинства из них пришлось на 2004-2007 годы, когда рынок был еще относительно слабо развит. "Пришедшие компании могли занять место на рынке, умело воспользовавшись своими конкурентными преимуществами, - говорит генеральный директор компании "S.A. Ricci Санкт-Петербург" Денис Радзимовский. - У них был доступ к дешевым деньгам, опыт реализованных проектов и отлаженные бизнес-процессы".
Доля иностранных компаний невелика, но они присутствуют практически во всех сегментах. Так, на рынке офисов сильную позицию занимает турецкая компания Renaissance development. В деловой зоне Пулково-3 иностранными компаниями реализовано два проекта - AirportCity (Avielen AG, Австрия) и "Пулково Скай" (EKE group и Vicus Oy, Финляндия). Финской компанией Technopolis Oy был построен одноименный бизнес-центр. Можно также отметить "Австрийский бизнес-центр", реализованный на средства компании Tilman Kraus property group.
Проекты комплексного освоения территорий реализуют и компания Jensen Group (МФК "Петровский арсенал" в Сестрорецке), и Шанхайская инвестиционная компания ("Балтийская жемчужина"). В жилом сегменте можно выделить компании YIT, NCC, SRV (проект под Выборгом), Lemminkainen, Lipsanen.
"При выборе проекта зарубежные девелоперские компании обычно ориентируются на свой профиль. Хотя на рынке есть примеры реализации одной компанией проектов в разных сегментах, - говорит Денис Радзимовский. - Например, YIT, занимающаяся в основном строительством жилых объектов, реализовала проект офисного центра и складского комплекса". Северная столица сегодня едва ли не единственный город на Северо-Западе России, привлекающий иностранных девелоперов.
Другие города Северо-Запада пока не достигли той стадии развития, при которой их жителями могут быть востребованы продукты иностранных девелоперов - торговые и бизнес-центры или высококачественное жилье. "Для пробуждения интереса у иностранцев необходим такой уровень развития рынка, при котором ТРК пользуются спросом у крупных международных ретейлеров, бизнес-центры - у серьезных арендаторов, - говорит руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Ольга Земцова. - Только в этом случае возможна выгодная продажа проекта, на которую ориентированы иностранные игроки". Петербург достаточно экономически развит, чтобы представлять интерес для иностранцев, работающих в сфере коммерческой недвижимости. В отличие от других регионов России он и сегодня предлагает достаточно высокую доходность проектов и более или менее прозрачные и цивилизованные схемы ведения бизнеса. Впрочем, не только России. Учитывая, что доходность рынков в Европе снижается, Северная столица становится хорошей альтернативой для инвестиций по сравнению даже с зарубежными рынками. Тем более в период увеличения количества сделок и роста цен на объекты коммерческой недвижимости.
Влияние иностранцев благотворно сказывается на отечественном рынке девелопмента. Западные компании фиксируют его на более высоком качественном уровне. И, конкурируя с зарубежными, петербургские застройщики уже сегодня вынужденно подтягиваются до их уровня. Для этого используются и более современные технологии, и более интересные архитектурные концепции. Таким образом, даже жилье класса массмаркет становится лучше.