Впервые на городском Форуме малого предпринимательства, который будет проходить этом году 12–13 декабря в "Ленэкспо", владельцы малых компаний встретятся с представителями компании General Motors и обсудят возможность стать поставщиками. Встречи будут проходить на бирже контактов — специально организованной на форуме площадке для делового общения.
Планы гигантов
В
ООО "Джи Эм Авто"
подтвердили, что намерены увеличить в России локализацию к 2018 году с 20 до 60%. Постановление, обязывающее увеличивать локализацию, с Минэкономразвития подписали сразу несколько автопроизводителей, взамен они получают льготы на ввоз комплектующих в Россию.
Подобные планы есть и у других автопроизводителей: до конца 2012 года "Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС" увеличит локализацию с 15 до 30%. Сегодня проектная мощность завода составляет 98 тыс. автомобилей в год.
Что нужно
"У нас существует собственный подход к выбору поставщиков, который включает в себя целый ряд критериев — это и качество продукции, и сроки выполнения заказа, и навыки управления проектами", — рассказали в "Джи Эм Авто". В компании отмечают, что очень часто местным производителям не хватает навыков управления проектами.
Производители комплектующих признаются, что встроиться в цепочку довольно сложно: гигантам проще привезти своих поставщиков, чем вырастить местных.
"Нужно отвечать зарубежным требованиям, например иметь сертификат ИСО ТС 16949. Даже если этим требованиям удается соответствовать, западные компании все равно нам не доверяют. Зачастую они просят своих зарубежных поставщиков открыть филиалы здесь или найти местных исполнителей", — говорит Сергей Хмелевский, директор по развитию ГК "Би Питрон" (производит электрические межблочные связи и оснастку).
Местные компании сталкиваются также с тем, что для расширения мощностей им нужно приобретать дополнительные площади и подключать к ним электроэнергию. При этом инвесторы, желающие приобрести, например, участок площадью 2 га, городскому правительству не всегда интересны. Если участок все–таки есть, на подведение к нему электроэнергии могут уйти годы.
Сумма баллов
По словам Олега Букина, финансового директора "Металлопродукции" (является поставщиком первого уровня для GM, поставляя на конвейер защиту картера), схема работы у большинства гигантов схожа.
"Чтобы стать поставщиком, нужно набрать определенную сумму баллов. Для этого проводят аудит, смотрят документы, процесс работы", — говорит Олег Букин. (Например, чтобы считаться надежным поставщиком, обычно нужно набрать 80 баллов из 100.) Прохождение сертификации ИСО ТС 16949 обошлось компании в 1,5–2 млн рублей и заняло 1,5 года. Ежемесячно фирма изготавливает для GM 2–6 тыс. картеров.
Встречи поставщиков с гигантами организует Центр развития и поддержки предпринимательства (структура КЭРППиТ).