Генеральный директор ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ) Андрей Дутов презентовал вице–премьеру РФ Дмитрию Рогозину идею создания в Петербурге арктического инжинирингового кластера. Объединение займется проектированием и производством ледоколов и судов усиленного ледового класса для обслуживания Северного морского пути (СМП) и освоения арктического шельфа.
Первым крупным заказом нового объединения может стать проектирование нового супермощного (110–130 МВт) атомного ледокола "Лидер". Конкурс на его проектирование Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) объявит в 2013 году. Предполагаемый объем инвестиций в НИОКР только в первый год составит 110 млн рублей.
Ценные активы
Заместитель гендиректора по научной работе ЗАО "ЦНИИ морского флота" Сергей Буянов не сомневается, что конкурс выиграет ЦКБ "Айсберг". Именно это бюро Крыловский центр хочет включить в кластер вместе с ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ЦТСС) и ФГУП "Центральный научно–исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей". КГНЦ, в свою очередь, готов координировать работу участников объединения. "Мы сможем стать глобальным игроком на мировом рынке", — заявил Андрей Дутов.
Начальник центра исследований и проектных разработок КГНЦ Олег Тимофеев пояснил, что у каждого предприятия есть уникальная специализация, например, "Прометей" разбирается в материаловедении, ЦТСС — в промышленном производстве, а "Айсберг" — самый авторитетный в России проектировщик ледоколов, объединение возможностей каждого повысит конкурентоспособность компаний. "Пока мы, по сути, конкурируем друг с другом", — резюмировал Олег Тимофеев.
Министр не против
Минпромторг РФ, курирующий деятельность КГНЦ, одобряет идею создания кластера, воодушевила она и Дмитрия Рогозина. "Какие вам привилегии нужны со стороны государства?" — поинтересовался вице–премьер. Руководство КГНЦ, не задумываясь, попросило льготы по налогу на имущество и на прибыль. С первым вице–премьер пообещал помочь, снизить же налог на прибыль, по его словам, сложнее — не пропустит Минфин. В итоге Дмитрий Рогозин рекомендовал более детально проработать идею и представить ему на изучение.
Без комментариев
Впрочем, другие потенциальные участники кластера идею объединения пока не комментируют.
Один из источников dp.ru, близких к процессу переговоров, на условиях анонимности пояснил, что КГНЦ хочет заполучить персонал и технические наработки "Айсберга". Фактически это единственный в РФ проектировщик ледоколов, сейчас контролируется государственной Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).
По словам собеседника dp.ru, глава Минпромторга Денис Мантуров одобряет переход "Айсберга" под контроль КГНЦ. В ОСК комментировать ситуацию не стали, указав лишь на то, что проектирует ледоколы "Айсберг", а строит их Балтийский завод.
В следующем году планируется заложить на заводе атомоход мощностью 60 МВт, предназначенный для работы на СМП.
Большие деньги
Освоение арктического шельфа и развитие СМП сулит судостроителям большие деньги. В перспективе до 2050 года государство и частные инвесторы, по оценкам экспертов, на создание арктического флота могут потратить более 5 трлн рублей.
Эти средства пойдут не только на строительство атомных ледоколов, но и на строительство транспортных, буровых, трубоукладочных судов усиленного ледового класса. В частности, ОАО "Газпром" и НК "Роснефть" подготовили инвестпрограмму по разведке шельфа в объеме 500 млрд рублей до 2015 года.
В августе этого года премьер–министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства РФ сообщил, что добыча нефти на арктическом шельфе РФ к 2030 году достигнет 66,2 млн т, а добыча газа — 230 млрд м3.
Нефте– и газодобывающие компании уже начинают создавать флот для транспортировки энергоресурсов. В частности, "НОВАТЭК", реализующий проект по освоению Южно–Тамбейского газоконденсатного месторождения, уже объявил конкурс на создание газовозов для круглогодичной перевозки сжиженного природного газа с Ямала.
Участники кластера всерьез настроены занять доминирующее положение в этом секторе рынка. В КГНЦ сообщили, что уже ведут разработку уникального контейнеровоза для СМП. "Судно будет одинаково экономичным при работе как во льдах, так и в чистой воде", — пояснили в КГНЦ. Правда, конкретных заказчиков на контейнеровоз пока нет.