Очередь в театральный буфет из представителей городского бомонда, яркие балетные и музыкальные премьеры, единственный шанс видеть уникальные артефакты из обычно недоступных частных коллекций — все это Международный фестиваль искусств "Дягилев PS", который проходит в Петербурге уже в третий раз.
Мотор фестиваля, директор Государственного музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица, намерена не останавливаться на достигнутом и использовать импульс от мероприятия для того, чтобы уже в следующем году превратить Петербург в балетный Зальцбург.
При поддержке бизнеса
Фестиваль, который по большей части финансируется на частные деньги, не снимает сливки с привычного летнего туристического сезона, а, напротив, продлевает этот сезон до поздней осени. Конечно, это невозможно сделать без громких премьер и громких имен, и в этом году главным таким именем стал выдающийся современный хореограф Джон Ноймайер.
"Джон Ноймайер создал более 100 спектаклей, и он, возможно, единственный хореограф такого масштаба в мире, который сейчас владеет крупной формой", — рассказывает Наталья Метелица.
Читайте также:
Петербургу присвоили высший инвестиционный рейтинг
Дягилевский фестиваль — это не только балет, это синтез искусств, в этом году представивший публике уникальную личную коллекцию Джона Ноймайера, который всю жизнь собирает артефакты, относящиеся к гениальному танцовщику Вацлаву Нижинскому.
Фестиваль такого масштаба требует серьезных расходов, но с каждым разом все серьезнее становится вклад частных спонсоров, в том числе петербургского бизнеса.
В этом году подавляющая часть финансирования фестиваля пришла из негосударственных источников.
"Третий Дягилевский фестиваль состоялся только благодаря тому, что в России есть бизнес, заинтересованный в больших культурных проектах, — говорит Метелица. — Нас поддержал и московский бизнес, но петербургский бизнес меня просто поразил, потому что проявил ответственность в трудный для нас момент. Приятно сознавать, что ты живешь в городе, где бизнес уже соответствует мировым понятиям. Ведь для европейского, а особенно для американского бизнеса поддержать культуру — это очень престижно. И чем более серьезный проект ты поддерживаешь, тем престижнее. Говорят о том, что нужно повышать инвестиционную привлекательность Петербурга, а ведь она начинается с культурной привлекательности".
Привезти все лучшее
В ближайших планах Натальи Метелицы — сделать Петербург для балета тем, чем стал для мировой оперы и классической музыки австрийский город Зальцбург. Зальцбургский фестиваль — это показ всего лучшего, что есть в современной опере, его самых интересных премьер, его лучших исполнителей и режиссеров. Идея Метелицы состоит в том, чтобы приучить публику к тому, что в Петербурге показывают самые интересные, самые громкие спектакли современной мировой балетной сцены. "Московская публика более избалованная, но она более восприимчивая и толерантная, — говорит Наталья Метелица. — А в Петербурге мы любим сказать, какие мы необыкновенные, оригинальные, но в чем–то, надо признать, мы уступаем, мы слишком консервативны. Мы на Дягилевском фестивале хотим устраивать премьеры последних сезонов Европы и Америки. В будущем году мы планируем привезти балет "1000 и 1 ночь" Анжелена Прельжокажа, премьера которого запланирована во Франции на апрель 2013 года. Как правило, год после премьеры Прельжокаж ее никуда не вывозит и показывает только у себя. Для Дягилевского фестиваля — чем я, не скрою, очень горда — сделано исключение. Мы собираемся привезти также балет FAR Уэйна Макгрегора, который никогда еще не был в Петербурге. Баварский балет привезет шедевр Иржи Килиана "Боги и собаки". В мировой контекст мы хотим вписать и наши премьеры — у нас работает один из самых знаковых хореографов, Начо Дуато. Предполагается, что Михайловский театр станет полноценным творческим партнером фестиваля и Начо Дуато с премьерами этого и следующего сезона также попадет в программу фестиваля. Мы будем чрезвычайно рады, если в программу войдет и что–то новое от Мариинского театра, это ведь тоже один из культурных кодов Петербурга. Не все в этих показах должно нравиться каждому, но давайте посмотрим, чем живет Европа, давайте откроем публике новые художественные языки. Поэтому эта публика, например, будет по–другому, не так консервативно, воспринимать спектакль "Евгений Онегин", который сделал на сцене Михайловского театра Андрей Жолдак. Эпатажный спектакль? Да. Тяжелый? Возможно. Но его же интересно смотреть".
Вне сезона
Важно, что Дягилевский фестиваль проходит вне привычного петербургского туристического сезона, как бы продлевая его до конца осени. Таким образом, фестиваль, собравший под свой зонтик балет, музыку, живопись и рисунок, скульптуру, моду, кино и другие виды искусства, работает на город, работает на петербургский бизнес, и не только туристический, работает на тех горожан, которые и слыхом не слыхивали ни о каком Ноймайере. Дягилевский фестиваль — событие хорошего европейского, мирового уровня, но при этом Метелица не любит выражение "Петербург — культурная столица": "Конечно, можно себя тешить этой фразой, но давайте не быть снобами. В конце концов, выражение "культурная столица" обязывает к открытости и терпимости. Нужно сохранять свое, но еще и объединять, еще и впитывать в себя другое. Дягилевский фестиваль хочет стереть границы, показать, что культурная столица — это открытый город, а не город, где закрывают выставки. Мы должны воспитывать в себе европейцев".