Досрочно уволить Георгия Полтавченко можно будет с помощью народного голосования

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Депутаты Законодательного собрания Петербурга приняли в третьем чтении законопроект, позволяющий досрочно уволить губернатора. Если проект подпишет Георгий Полтавченко, его можно будет уволить через суд. Правда, для этого необходимо собрать более 2,6 млн подписей.

В среду, 14 ноября, депутаты Заксобрания Петербурга приняли в третьем чтении законопроект "О порядке отзыва высшего должностного лица Санкт-Петербурга — губернатора Санкт-Петербурга".
Поводом для законопроекта стало требование статьи 5 федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…", в которой говорится, что субъекты РФ должны определить порядок отзыва, то есть досрочного увольнения губернатора.
Согласно законопроекту, основанием для досрочного увольнения губернатора могут послужить нарушения им федерального или городского законодательства либо "неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение" своих обязанностей.
Факты таких нарушений должны быть установлены Санкт-Петербургским городским судом. Обратиться в суд с заявлением о таких фактах могут политические партии, их региональные отделения, другие общественные объединения, а также группа граждан РФ в составе не менее 100 человек, проживающих в Петербурге и обладающих активным избирательным правом.
При наличии постановления суда, в котором подтверждены факты недобросовестной работы губернатора, его увольнение возможно только в результате народного голосования. Для того, чтобы провести это голосование, за его проведение необходимо собрать подписи в количестве не менее трех четвертей избирателей, зарегистрированных в Петербурге.
В Петербурге на 5 млн жителей приходится 3,5 млн избирателей. Таким образом, чтобы провести голосование за увольнение губернатора, необходимо собрать более 2,6 млн подписей.
Процедура отзыва губернатора Петербурга Георгия Полтавченко может быть запущена по истечении года его правления, при условии, что он уже был назначен губернатором по состоянию на 1 июня 2012 года (дата принятия закона о выборах губернаторов в субъектах РФ).
Поскольку 1 июня 2012 года Георгий Полтавченко уже работал в должности губернатора, а год его правления истек 1 сентября 2012 года, попытаться его уволить можно будет сразу после вступления в силу законопроекта (он вступает через 10 дней после его публикации).
Автором законопроекта является комитет по законодательству Заксобрания. Как считает его председатель и единоросс Виталий Милонов, вряд ли законопроект опасен для Георгия Полтавченко, поскольку его увольнение возможно "только при условии, что количество его сторонников станет неприлично малым, а количество противников сильно возрастет". Сам он является сторонником Георгия Полтавченко, уточнил он.
"Конечно, ни один губернатор не может похвастаться отсутствием отрицательного рейтинга. Были недовольные Валентиной Ивановной Матвиенко, есть и недовольные Георгием Сергеевичем. Из закона следует: да, у каждого есть сторонники и противники, но отзыв губернатора возможен только в результате полной утраты доверия к нему", — сказал он.
Сейчас в Петербурге нет предпосылок для того, чтобы закон был приведен в действие, считает он.
По мнению члена комитета по законодательству Любови Егоровой, после вступления в силу законопроекта, он будет работать. "Если федеральный закон требует установить порядок отзыва губернатора, мы его и установили. Конечно, закон будет работать", — сказала она, имея в виду его действие в юридическом смысле, а не в практическом.
Впрочем, некоторые депутаты считают, что с помощью такого закона не получится уволить губернатора. "Нет, конечно, закон [в практическом смысле] работать не будет, — полагает депутат-справедливоросс Оксана Дмитриева. — Потому что нереально выполнить его требования. 2,6 млн подписей — это даже больше, чем обычно составляет явка избирателей. Это нереально".
По сути, законопроект описывает революционную ситуацию, говорит она. "Но если будет революция, то и референдум будет не нужен", — сказала она. По ее мнению, законопроект — чистая формальность.