ЗАО "Норд-Овощ" построит распределительный центр для областных сельхозпроизводителей за 2,5 млрд рублей.

Автор фото: Яковлева Елена

Компания "Норд-Овощ" построит оптовый агропродовольственный распределительный центр (ОАРЦ) в Ленобласти. Стоимость проекта составит около 2,5 млрд рублей. Срок окупаемости - 10 лет.

Как пояснил директор по развитию компании Борис Шифрин, центр будет располагаться на территории 30 га в пределах 5 км от КАД. Сельхозпредприятия и представители торговли проект приветствуют: он позволит выстроить грамотную логистику, что поможет снизить цены на продукты местного производства.
ЗАО "Норд-Овощ" владеет крупной овощебазой (18 га, площадь складских помещений - 50 тыс. м2) в Калининском районе Петербурга. Акции компании распределены между членами совета директоров и топ-менеджментом. В проекте распределительного центра "Норд-Овощ" планирует выступать не только инвестором, но и управляющей компанией.
"Способом реализации может стать государственно-частное партнерство, так что мы рассчитываем на поддержку властей. Проект позволит сократить количество посредников на пути продукции от поля до прилавка, сформировать справедливые цены, наладить контроль за качеством продукции", - говорит Борис Шифрин.
Кроме того, управляющая компания будет предлагать производителям сервисное обслуживание: помощь в получении банковских кредитов, транспортные услуги, организацию первичной обработки продукции. По словам Бориса Шифрина, сотрудничать планируется с магазинами шаговой доступности, кафе, ресторанами.
Компания также ведет переговоры с польскими бизнесменами и представителями сельхозпредприятий Псковской и Новгородской областей.
Для России это будет первый опыт строительства регионального распределительного центра. Сейчас производители сельхозпродукции сдают продукцию перекупщикам либо напрямую - переработчикам, или же реализуют продукцию через свои точки.
"Необходимость такого центра назрела давно, - говорит президент "Агрифуд стретеджис" Альберт Давлеев. - В США такие проекты монополизировали крупные компании, объединяющие потоки производителей. У нас пока небольшие магазины вынуждены собирать продукцию из разных точек".
По его словам, в Москве обсуждается создание нескольких МФЦ близ МКАД, в частности, в районе Можайского и Киевского шоссе.
Зато система таких логистических центров развита в Европе. В Париже действует крупнейший рынок в мире Rungis площадью 232 га. На его территории работает 1200 предприятий с оборотом 1,5 млн т продукции, 65% товаров поставляется в Париж и на прилегающие территории. В Испании 23 оптовых рынка "Меркаса" занимают площадь 700 га с объемом торговли 6,1 млн т.
Наши сельхозпредприятия не могут работать с крупными сетями, потому что те диктуют им свои условия: крайне жестко ведут прием товара, устанавливают собственные цены. В итоге местные производители оказываются лишены доступа к массовому покупателю. Если такой центр появится, это на руку всем производителям, но особенно фермерским и крестьянским хозяйствам, которым сложнее других реализовать свою продукцию.
Игорь Черный
руководитель продаж Ассоциации крестьянских кооперативов
Вице-губернатор Ленобласти по АПК Сергей Яхнюк прогнозирует, что реализация проекта будет крайне непростой: он потребует значительных средств как со стороны государства, так и от частных инвесторов.
Инвестиции в развитие инфраструктуры АПК крайне важны. Отлаженная логистика позволит снизить затраты производителей. Кроме того, перевозка большого объема продукции внутри города всегда сопряжена со сложностями. В Петербурге и без того пробки на дорогах. А этот комплекс сможет работать и в ночное время, когда транспортные потоки минимальны, а улицы города свободны от машин.
Вячеслав Шаваров
глава отделения Российского аграрного движения
"Я опасаюсь, что будет то же, что и с сетевыми магазинами, которые диктуют производителям свои цены, покупая молоко по одной цене, а продавая в 4 раза дороже", - сомневается председатель совета директоров ПЗ "Рапти" Виктор Санец.
Проект важен предприятиям торговли малого бизнеса, реализующим товары первой необходимости. У нас нет крупного логистического центра, который мог бы принять заказ в 500-600 наименований и привезти единовременно в магазин, что позволило бы уменьшить издержки предпринимателя. В Европе нет давления крупных сетей и много малых предпринимателей, поэтому такие центры широко распространены.
Виктор Туляков
президент Лиги предпринимателей торговли
Генеральный директор ООО "Русский каравай" Иван Брашовян, наоборот, уверен, что ОАРЦ позволит серьезно сэкономить. "Затраты можно уменьшить за счет сокращения числа посредников, транспортных расходов. Сейчас у нас большое количество посредников, каждый добавляет наценку. Из-за этого дорожает продукция", - поясняет он. "Для потенциальных инвесторов и банков-кредиторов важно качество менеджмента, учитывая, что проект является пилотным в России. Уже сейчас нужно подумать об обеспеченности ОАРЦ квалифицированными кадрами", - подытоживает генеральный директор "Вэлью АРКА консалтинг" Ксения Третьякова.