09:4305 декабря 201209:43
62просмотров
09:4305 декабря 2012
За три квартала 2013 года рост лизингового рынка составил симовлические 5%. Эксперты связывают столь низкие показатели со слабой динамикой в сегменте железнодорожной техники.
Рынок лизинга за 9 месяцев 2012 г. вырос на символические 5 %, до 965 млрд рублей, рассказали dp.ru в пресс–службе рейтингового агентства «Эксперт РА». Доля госкомпаний сократилась с 59 до 53 %, топ–10 игроков — с 68 до 65 %. Тройка лидеров сохранилась: «ВЭБ–лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». По отраслям по–прежнему лидирует железнодорожная техника: за 9 месяцев 2012 года ее доля в общем объеме сделок составила 54 % (на 0,6 п.п. больше, чем в 2011 году).
Неопределенность потянула вниз
«В этом году слабую динамику сегмента железнодорожной техники определило падение цен на полувагоны, на остальных «нерозничных» сегментах сказалось общее снижение инвестактивности из–за экономической неопределенности», — уверен Роман Романовский, ведущий эксперт отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА».
Кроме того, по словам эксперта, на рынке было очень мало крупных сделок, которые составляют почти 70 % рынка, а небольшие лизинговые сделки играют скромную роль. Во–первых, наладить конвейер выдачи таких сделок сложно, во–вторых, привлечь финансирование под крупный проект зачастую проще, поясняет он.
Читайте также:
Российский рынок лизинга сбавит темпы роста
Передел отраслей
По словам руководителя отдела маркетинга ГК «Балтийский лизинг» Евгения Колесова, одна из тенденций 2012 года — уменьшение доли грузового автотранспорта и строительной техники в общем объеме сделок. Максим Агаджанов, гендиректор ЗАО «Газпромбанк Лизинг», полагает, что сегодня существует очень высокий потенциал развития лизинга в сегменте авиатранспорта. В 2012 – 2016 годах планируется ввести в эксплуатацию 325 воздушных судов. «Перспективное направление в этой отрасли — лизинг самолетов для региональной авиации», — считает он, добавляя, что ожидает также развития в сегменте нефтегазового оборудования.
Будущее за подвижным составом
Участники рынка ожидают максимального объема сделок в IV квартале. «Невысокие темпы прироста рынка сохранятся и в 2013 году, чему способствуют высокая база роста и нестабильность в еврозоне — основном потребителе продукции крупнейших российских корпораций.
По мнению Максима Агаджанова, рынок уже не покажет таких темпов роста, как это было в посткризисные годы. «В 2013 году пессимистичный сценарий предполагает стагнацию или слабый рост рынка (менее 10 %) — при дальнейшем снижении цен на вагоны и слабом росте экономики. При оптимистичном сценарии (росте цен на подвижной состав и повышении инвестактивности) прирост новых сделок составит 15 – 20 %, а объем бизнеса — 1,55 – 1,7 трлн рублей», — полагает Роман Романовский.
По оценке Михаила Демченко, директора компании «Интерлизинг», рост рынка в 2012 году не превысит 10 %.
Максим Агаджанов считает, что по итогам 2012 года и в дальнейшем можно ожидать стабилизации темпов роста рынка на уровне 10 – 15 % в год от уровня прошлого года.