По оценкам экспертов, сегодня порядка 70-80% договоров добровольного страхования в сегменте коммерческого транспорта заключаются по требованиям лизинговых компаний и банков, и лишь 20-30% приходится на прямое добровольное страхование.
"Рынок коммерческого автотранспорта активно увеличивается в объемах, что позволяет говорить об устойчивом росте страхового сектора и прогнозировать увеличение объема собранных премий в этом сегменте на 20-25% по итогам года. Катализатором здесь не в последнюю очередь будет являться банковский рынок, в частности кредитные и лизинговые программы покупки коммерческого транспорта, активизирующие спрос", - ожидает Владимир Храбрых, директор филиала ОСАО "Ингосстрах" в Петербурге.
Рынок страхования лизингового транспорта активно развивается, увеличивается количество банков, работающих со страховщиками, обостряется конкуренция. "В результате страховым компаниям приходится постоянно совершенствовать свой сервис, разрабатывать, помимо стандартных предложений, новые продукты, риски и услуги", - говорит Наталья Кравцова, начальник управления партнерских продаж Северо-Западной дирекции СК "Альянс" (товарный знак - "РОСНО"). Так, в СК "Альянс" в дополнение к стандартному пакету услуг клиент может включить риск "Помощь на дорогах" (вызов технической службы и эвакуатора) или услугу GAP (компенсируется вычет амортизационного износа машины). Кто-то обещает короткие сроки урегулирования страховых случаев, что особенно важно для парковых клиентов, для которых простой транспорта ведет к финансовым потерям.
Самые высокие тарифы страховщики выставляют на транспорт, используемый для коммерческой перевозки пассажиров (такси и прокатные машины). "Такие автомобили зачастую эксплуатируются интенсивнее: водители проводят на дороге максимальное количество времени каждый день, что, конечно, увеличивает степень риска возникновения страховых случаев", - говорит замдиректора по автострахованию компании "Капитал-полис" Сергей Мотовилов.
Страховой тариф тем выше, чем опаснее транспорт в эксплуатации. "Степень опасности определяет статистика страховых случаев для каждой марки транспорта. Например, повышенные тарифы устанавливаются на общественный транспорт, легковые и маршрутные такси, которые часто попадают в ДТП. Так называемые развозные грузовики или фургоны, как правило, получают надбавку по аналогичной причине", - объясняет руководитель департамента автострахования филиала ООО "Росгосстрах" в Петербурге и Ленобласти Отари Стариков.
В СК "Альянс" коммерческий транспорт выделен в отдельную категорию - тарифы для разных видов транспортных средств варьируются от 4,2 до 5%. "Практически обязательным условием со стороны клиентов является включение в страховой полис возможности управлять транспортным средством неограниченному кругу водителей и оставлять его на неохраняемой стоянке", - отмечает Наталья Кравцова.
Добровольное страхование залогового имущества по составу рисков не отличается от обычного страхования каско и предусматривает стандартный набор рисков: от повреждения в ДТП до стихийных бедствий и хищения. Однако в отличие от традиционных договоров страхования частного транспорта договоры страхования коммерческого транспорта все чаще включают франшизу, причем по инициативе страхователя. "Ремонт мелких повреждений на транспортном средстве экономически невыгоден страхователю: пока машина будет стоять в ремонте, она не будет работать, а значит, не будет приносить прибыль компании", - говорит Сергей Мотовилов.
Также страхователи все чаще приходят со своими станциями техобслуживания, и страховщики обычно поддерживают их выбор. По словам Сергея Мотовилова, с такими СТО как страхователю, так и страховой компании намного проще взаимодействовать в части проведения восстановительного ремонта, чем с дилерами соответствующей марки.