В России с новой силой возобновилась дискуссия о мигрантах. Глава Superjob предлагает ввести запрет на неквалифицированных гастарбайтеров, полпред президента требует пускать мигрантов из СНГ только по загранпаспортам, а официальные профсоюзы уверены, что обойтись без мигрантов не удастся.
Дискуссию о роли мигрантов в российской экономике и об их месте в обществе возобновил в начале этой недели руководитель Superjob.ru Алексей Захаров. Он написал открытое письмо президенту и предложил ввести полный запрет на дешевую неквалифицированную рабочую силу из-за рубежа – это должно положительно отразиться на рынке труда.
"Привлечение большого количества низкооплачиваемой и низкоквалифицированной рабочей силы, работающей, к тому же, в большинстве своем вне правового поля на рабских условиях, — это безусловная инновация, позволяющая организациям снижать издержи и становиться конкурентоспособнее, — иронизирует Захаров. — Но оно делает абсолютно неконкурентоспособными десятки миллионов наших сограждан".
"Они [граждане] уже сейчас не могут конкурировать на рынке низкоквалифицированного труда, — продолжает глава Superjob. — Не может и не должен гражданин России конкурировать за рабочее место и нищенскую зарплату с приезжим из Средней Азии. Не готовы и не должны граждане России жить в скотских условиях по 20 человек в комнате, получая за свою работу мизерную зарплату. И наши граждане не хотят".
Тема незаконной миграции – одна из самых взрывоопасных тем российской политики. Она объединяет социальный протест определенной части населения с объективно нарастающими экономическими проблемами.
Часть бизнесменов подходят к тезису о минимизации затрат буквально: если на чем-то можно сэкономить, значит, на этом нужно сэкономить. Отсюда "скотские условия" и "мизерная зарплата", о которых говорит Алексей Захаров. Неадекватность уровня прожиточного минимума и избирательность действия законов усугубляют проблему.
На фото: Гастарбайтеры на российских стройках. Гастарбайтер, рабочий, строительство.
Негативные последствия выходят далеко за пределы сферы занятости и вообще экономики. Мигранты, с одной стороны, оказались в полностью бесправном положении. Но по той же причине они оказались и в положении полностью безответственном.
Действующие власти, как это им свойственно, отвечают полумерами: принимаются, но не исполняются все новые законы и правила, отдаются, но не исполняются все новые поручения. Так, мигранты должны проходить тест на знание русского языка. За первую неделю его сдали 200 человек – из нескольких миллионов гастарбайтеров. Представители диаспор говорят, что мигранты не идут сдавать тест, потому что он дорогой (около 3 тыс. рублей) и бессмысленный, поскольку представляет собой "коррупционную кормушку".
Часть общественных деятелей, не защищая в этой ситуации правительство, в то же время не защищают и мигрантов: "Нельзя не согласиться. Еще одна кормушка. Издержки мигранта возрастают и он, чтобы обустроиться на "новой родине" и не помереть с голоду в первые месяцы, будет привозить с собой не 200 грамм героина на продажу, а 250", — говорит Алексей Навальный.
Тема незаконной миграции и связанных с ней неприятных последствий для экономики и общественного климата раскручивается почти с той же скоростью, что и "антикоррупционная кампания" осени 2012-го. В понедельник появилась информация о том, что московские власти попросили вдвое увеличить им квоту на приглашение мигрантов. Чиновники успели это опровергнуть, однако разговор о том, почему в Москве так много гастарбайтеров, уже возобновился.
Официальные профсоюзы между тем не торопятся защищать местных работников. Россия в ближайшее время не сможет полностью отказаться от иностранной рабочей силы, уверен глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков. Поэтому сосредоточиться нужно на борьбе с нелегальной миграцией, считает он.
Тем временем правительство (в лице тех министров, которым от мигрантов никакой прибыли и сплошные убытки) признает, что налицо серьезная проблема. Министр по развитию Дальнего Востока, полпред президента в Дальневосточном округе Виктор Ишаев предложил "в целях достоверного учета" обязать граждан СНГ пересекать границу России только по загранпаспортам.
"Незаконная миграция — одна из основных проблем на Дальнем Востоке. Мы сталкиваемся с тем, что не можем вести точный учет граждан СНГ, находящихся на территории округа. Учет, который ведет миграционная служба, имеет большую погрешность. Считаю, что должен быть более четкий учет иностранных граждан, а для этого необходимо требовать, чтобы их пребывание на территории России происходило только по заграничным паспортам. С таким предложением мы будем выходить к президенту Российской Федерации", — де-факто солидаризируется Ишаев с Алексеем Захаровым и другими общественными деятелями.
Остальные министры (из числа тех, которым мигранты никакого ущерба не наносят) предпочитают уходить от прямых ответов. Вопрос привлечения мигрантов в России является дискуссионным, привлечение иностранной рабочей силы не должно быть бездумным, нужно "устанавливать квоту только в отношении тех рабочих мест, которые мы не можем заполнить своими кадрами или где иностранная рабочая сила дает нам конкурентные и экономические преимущества", - констатирует вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец.
Привлечение низкоквалифицированных гастарбайтеров "приводит к определенному демпингу" на рынке труда, признает министр труда и соцзащиты Максим Топилин. Но "мы не можем обойтись без привлечения низкоквалифицированных работников, они заполняют определенные ниши рынка труда", - уверен министр.
Когда инновации в экономике будут заключаться в том, что число таких "ниш" будет сокращаться (а не в том, что сокращаются издержки на тех, кто эти "ниши" заполняет), тогда и можно будет говорить и о подлинной экономической модернизации, и о движении к здоровому социальному климату, говорят наблюдатели.