Министр финансов Антон Силуанов сообщил о том, что правительство приняло решение создать мегарегулятор на базе Центробанка. ФСФР в течение 1,5-2 лет превратится в специальный комитет при Банке России. Эксперты считают, что такое объединение вызовет конфликт интересов, но в то же время сделает рынок прозрачнее.
Правительство, наконец, приняло решение по объединению ФСФР и ЦБ в единый мегарегулятор. Министр финансов Антон Силуанов пояснил, что сначала во втором полугодии 2013 года в Центробанке будет сформировано отдельное подразделение для Федеральной службы по финансовым рынкам, а потом в пределах 1,5-2 лет ведомство превратится в специальный комитет. Временное подразделение будет курировать зампред ЦБ РФ.
"Было обсуждение в правительстве о едином мегарегуляторе. Мы договорились о плане действий: в первом полугодии следующего года будут подготовлены и приняты законодательные акты, касающиеся уточнения функций Центрального банка, касающиеся финансового регулирования, и потом постепенно в течение полутора-двух лет будет проходить интеграция ФСФР в состав и систему Банка России", — заявил в пятницу Антон Силуанов.
В начале года планировалась обратная схема – это Центробанк должен был влиться в структуру ФСФР. Потом Дмитрий Медведев передал функции Росстрахнадзора ФСФР и Центробанку, то есть уже предпринял первые шаги к объединению ведомств. Однако, когда вопрос вновь поднял в августе первый вице-премьер Игорь Шувалов, разговоры уже шли только о мегарегуляторе на базе Центробанка. В октябре и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев поручали чиновникам заняться проработкой этого вопроса.
Новая структура должна взять на себя и функции надзора за страховыми компаниями, биржами, фондами и банками, и проведение кредитно-денежной политики. Однако эксперты полагают, что создавать ее на базе Центробанка – не самая здравая идея. Это наиболее экономичный вариант развития событий, но приносит с собой в качестве основного минуса конфликт интересов.
"ЦБ является крупнейшим игроком на рынке ценных бумаг, на 14 декабря он предоставляет банкам средства на сумму 1,75 трлн рублей по сделкам прямого РЕПО. А теперь он будет одновременно и регулировать этот сектор. Когда судья является одновременно и игроком – такая ситуация представляется нездоровой", — делится опасениями Максим Осадчий, аналитик банка "БКФ".
Отмечает эксперт и плюс: регулирование финансового рынка, находящееся в ведомстве ФСФР, гораздо слабее регулирования банковского сектора, этот рынок гораздо непрозрачнее, чем банковский, и ЦБ сможет навести там порядок. Евгений Надоршин, старший экономист АФК "Система", считает, что единый мегарегулятор будет удобен и с точки зрения анализа процессов, которые происходят на рынке.
"Из очевидных плюсов системы, во-первых, введение единых правил надзора для всех профессиональных участников финансовых рынков: банков, брокеров, страховщиков и т.д. А во-вторых, единые подходы к регулированию во всех областях сделают статистически прозрачней разные сектора, легче будет сопоставлять индикаторы, выделять основные тенденции – это будет удобно и аналитикам, и участникам рынка, и правительству", — считает эксперт.
В то же время специалисты опасаются, что создание новой структуры ляжет непосильным грузом на плечи обоих ведомств. В плане кредитно-денежной политики у Центробанка сейчас достаточно хлопот с переориентацией на инфляционное таргетирование, которое требует от регулятора больших усилий. С другой стороны ФСФР, как надзорный орган, сейчас активно занята введением новых стандартов вроде Базеля III.
Интрига остается и вокруг поста главы нового образования. Наиболее активно продвигаемая версия, согласно которой возглавить мегарегулятор должен был Алексей Кудрин, несколько поблекла после того, как экс-министр финансов резко раскритиковал создание структуры на базе ЦБ и заявил, что никакой подобной должности ему пока не предлагали. Среди других вариантов присутствуют действующий глава ЦБ Сергей Игнатьев и первый зампред ЦБ Алексей Симановский.