Акции Apple вновь обновили годовые минимумы, упав до $509 за бумагу. Продажи в России – хуже, чем у их конкурентов Samsung и Nokia, а успех в Китае не подтвержден конкретными цифрами. После старта продаж iPhone 5 в сентябре акции Apple с $705 подешевели на 28%.
Акции
Apple в понедельник продолжили падение, скатившись до февральских $509,7 за акцию. С 21 сентября, когда стартовали продажи нового iPhone 5, компания потеряла в цене почти 28% — тогда ее бумаги стоили по $705 за штуку. Скатившись до минимума за 10 месяцев, бумаги еще и получили негативный прогноз от Citigroup, которые сократили свою целевую годовую цену по ним с $675 до $575. Не промедлили и эксперты из UBS, которые снизили аналогичный показатель с $780 до $700.
Эксперты начали снижать прогнозы по компании из опасений того, что Apple все же не удержит свою долю рынка и сократит продажи. Аналитик из UBS Стивен Миланович утверждает, что компания начала сокращать производство нового смартфона, понимая, что модель может продаваться далеко не так успешно, как ее "старшие сестры". На российском и китайском рынках продажи начались в один день — в пятницу. И по данным Apple, iPhone 5 в Китае установил новый рекорд продаж выходного дня.
По подсчетам специалистов Apple, всего китайцы за три дня купили более 2 млн смартфонов, однако цифры для предыдущих моделей iPhone неизвестны, так что проверить утверждение компании о рекорде не представляется возможным. В то же время в России новый "яблочный" продукт, по словам экспертов, продается далеко не так хорошо, как того хотелось бы производителю.
В "
Евросети
" ситуацию не комментируют, но предлагают взглянуть на график продаж третьего квартала. Ретейлер утверждает, что даже новый продукт не смог переломить ситуацию в пользу Apple. По доле производителей в выручке от продаж лидирует Samsung, занимающий 39,5% рынка, далее идет Nokia с 22,6% и уже на третьем месте — Apple с 9,4%. Как видно из этих цифр, продукция последней компании явно не на пике популярности в России.
Читайте также:
Apple будет скромнее
"В сетях, которые вы упомянули, работает рекомендация продавца. И что касается этих сетей — рекомендация там появляется не просто так, производители ее особым образом стимулируют. Вендор (производитель) выплачивает бонус торговой сети за выполнение плана. Самому продавцу какая-то денежка капает, кроме того, ретейлер и производитель проводят совместный маркетинг. Поэтому, если сеть говорит, что у нее традиционно лучше продается какой-то бренд, это значит, что у нее с этим брендом длительный совместный маркетинг", — комментирует ситуацию Юрий Брюквин, генеральный директор компании "Рустелеком".
Любопытной была и ценовая мини-война, разыгравшаяся в ночь на пятницу, перед стартом продаж нового продукта. "Евросеть", закупавшая устройства через посредника — "Вымпелком", — перед началом продаж установила цену в 34,9 тыс. рублей. "Связной" же, который договорился с Apple напрямую, в полночь установил цену на уровне 29,9 тыс. рублей, беспрецедентно низкую для продуктов компании на российском рынке.
"Евросеть" поняла, что по своей цене она смартфон не продаст, и лихо урезала стоимость устройства до 28,9 тыс. рублей. "Связной" позже также подкорректировал свою стоимость до 28,9 тыс. рублей, и на рынке установился ценовой паритет. В ретейлерах утверждают, что торгуют все же себе не в убыток, но эксперты считают, что прибыль их минимальна. Выиграл в такой ситуации все же "Связной", у которого стоимость закупок должна была быть ниже, чем у "Евросети".
Эксперты считают отсутствие у Apple нормальных договоров с российскими операторами еще одной причиной того, что эта фирма не так уж и популярна в России. Сейчас право на поставки iPhone имеет только "Вымпелком", к которому теперь победоносно присоединился "Связной". Остальные ретейлеры вынуждены закупать устройства у того же "Вымпелкома", как "Евросеть", что отражается на итоговой цене устройств.
"Apple крайне непозитивно заключает договоры с операторами — из-за этого снижается и скорость прибытия продукта в Россию. За три месяца, прошедших со старта продаж, все действительно преданные фанаты компании уже успели заказать себе смартфоны из Европы или Америки, а на долю российских продавцов пришелся уже не столь большой поток покупателей", — отмечает Денис Кусков, гендиректор TelecomDaily.
Будущее компании эксперты считают туманным, но все же достаточно позитивным. По их мнению, компания еще способна и делать хороший продукт, и наращивать объемы продаж. Все, что нужно Apple для возвращения к былому блеску и славе — это новые высокотехнологичные продукты и грамотная маркетинговая стратегия.