Минфин опубликовал законопроект о финансовом омбудсмене. Институт создается, чтобы облегчить потребителю защиту своих интересов. Омбудсмен пока будет разбирать дела с размером требований до 200 тыс рублей для банков и 100 тыс – для страховщиков. Эксперты к институту относятся скептически.
Министерство финансов опубликовало на своем сайте законопроект о финансовом омбудсмене. Документ задержался на 3,5 месяца – Дмитрий Медведев в марте, еще во время своего президентского срока, поручил чиновникам представить его правительству еще до 1 сентября. Чиновники задержались, но законопроект все же предоставили: финансовый омбудсмен должен будет рассматривать споры между физлицами и банками и страховщиками.
"Цель – упрощение порядка разрешения споров между потребителями услуг финансовых организаций – физическими лицами и финансовыми организациями путем обеспечения быстрого, эффективного и безвозмедного досудебного урегулирования таких споров, повышение уровня ответственности финансовых организаций и потребителей услуг финансовых организаций, их финансовой грамотности, укрепление доверия граждан к финансовой системе", — говорится в законопроекте.
Потребителю от этого института должна быть прямая выгода: он избежит судебных издержек, ведь омбудсмен будет разбирать дела совершенно бесплатно. В поле его деятельности окажутся жалобы на банки и страховые компании, с которыми потребитель еще не обращался в суд. Объем претензий для банков в первые два года существования института не должен превышать 200 тыс рублей для банков и 100 тыс рублей для страховщиков. Потом омбудсмен займется более крупными банковскими вопросами – до 500 тыс рублей.
В течение первых двух лет решение омбудсмена будет добровольным для исполнения, по истечении этого срока – обязательным. При этом потребитель, неудовлетворенный решением "финансового защитника", может и обратиться в суд. Эксперты отмечают, что подобный механизм стране нужен, но вот будет ли он работать – это большой вопрос.
"Он не только банкам нужен, но и в целом нашей экономике. Фактически этот механизм создается как компенсация неработающим законам, общепринятым деловым, корпоративным отношениям. Надеяться, что этот механизм будет реально работать – не стоит. Все инициативы руководителей нашей страны, которые могли бы повлиять на деятельность каких-то сообществ – лишь видимость", — считает Федор Тихонов, начальник отдела по работе на финансовых рынках ИФК "Солид".
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Салон сотовой связи МТС. Продажа мобильных телефонов.
У членов банковского сообщества вызывает вопросы и способ финансирования института – за счет обязательных платежей банков и страховых компаний. Для 30 крупнейших банков взнос составит 500 тыс рублей в год, для остальных – 100 тыс, для 20 крупнейших страховщиков – 300 тыс рублей, для всех остальных – 50 тыс рублей. Эксперты считают такую систему несправедливой.
"Принципы финансирования уже вызывают определенные вопросы: естественно, основной клиентурой будут физлица, но есть же большое число банков, которое с физическими лицами не работает или работает в ограниченных масштабах. Почему такие банки должны платить барщину омбудсмену, если они заведомо не будут пользоваться его услугами?", — недоумевает Максим Осадчий, аналитик банка "БКФ".
Неясным остается и будущее того финансового омбудсмена, который сейчас работает на добровольных началах. В 2010 году эту должность занимал депутат Госдумы Павел Медведев, а сейчас – Гарегин Тосунян, глава Ассоциации российских банков. Здесь эксперты разделились во мнениях: кто-то считает, что два омбудсмена друг другу мешать не будут, другие полагают, что государственный институт придет на смену общественному.