Около 30 молочных предприятий в Псковской области, входящих в аграрный холдинг "Экосельхозинвест" бывшего советника экс-министра обороны Анатолия Сердюкова и совладельца ОАО "Кировский завод" Игоря Устинова, оказались на грани разорения.
Собственники возлагают ответственность за плачевное финансовое состояние компаний на бывшего директора холдинга Татьяну Матвееву. Они пытаются взыскать с нее через суд 544 млн рублей убытков, якобы перечисленных по фиктивным кредитным договорам. Например, деньги, по их версии, выводились из предприятия по подложным договорам займа в пользу других предприятий холдинга.
Конкурсный управляющий крупнейшим из активов "Экосельхозинвеста" - ООО "Островский молочный завод" - Дмитрий Бокатанов полагает, что в деятельности бывшего руководства холдинга усматриваются признаки преднамеренного банкротства. В связи с этим он уже направил заявление в следственные органы с просьбой устроить проверку.
Благие намерения
Как стало известно dp.ru, в 2008 – 2009 годах петербургские ЗАО "Титан–Инвест", ЗАО "Дорога", ЗАО "Атомстройинвест", ЗАО "Инвестиционные технологии", ЗАО "Северный Форпост" и ОАО "Балтийский эмиссионный союз" приобрели 38 убыточных сельхозпредприятий в Псковской области. Среди активов оказалось два молочных завода общей мощностью 256 т в сутки, несколько молочных ферм и 220 тыс. га земли. На базе приобретенного имущества собственники создали холдинг "Экосельхозинвест".
Инвесторы проекта владеют миноритарными пакетами акций Кировского завода и контролируются петербургским предпринимателем Игорем Устиновым.
Игорь Устинов известен тем, что с 2007 по 2008 год занимал должность советника Анатолия Сердюкова, а в последние годы появлялся в прессе в основном в связи с конфликтами акционеров Кировского завода.
Генеральным директором "Экосельхозинвеста", а также большинства входящих в него предприятий была назначена Татьяна Матвеева. Она же долгое время выступала доверенным лицом Игоря Устинова в споре акционеров Кировского завода.
Не потянули
В 2010 году холдинг начал работу, но вскоре после запуска появились проблемы в работе его основного предприятия - Островского молочного завода. Завод стал нерегулярно расплачиваться с поставщиками и работниками. Появились претензии к качеству продукции. Предприятие потеряло ключевых партнеров, включая гатчинскую ГК "Галактика".
"Со стороны все выглядело так, что руководство завода не было заинтересовано в развитии предприятия. Зачастую увольнению подвергались наиболее ценные специалисты", — полагает dp.ru один из бывших работников завода.
В 2010 году и сама Татьяна Матвеева была уволена, а работа завода остановилась. В ноябре 2011 года предприятие инициировало собственное банкротство.
Кто виноват
В результате на грани финансового краха оказались и молочные хозяйства, на сырье которых работал завод, — им стало некуда сбывать продукцию. Три совхоза уже проходят через процедуру банкротства, а большинство оставшихся работают в минус и вскоре их может постигнуть та же самая участь.
"Для нас это огромное разочарование, — рассказал начальник управления сельского хозяйства Островского района Псковской области Николай Федотов. — Мы уже пытались убедить собственника передать объект новым инвесторам, но они на это не идут".
Игорь Устинов и Татьяна Матвеева были не доступны для комментариев.
Вывели полмиллиарда
Вместо Матвеевой собственники назначили генеральным директором "Экосельхозинвеста" Вячеслава Борисова. Всю ответственность за сложившуюся ситуацию он склонен возлагать на свою предшественницу.
"Обычно обо всех крупных сделках инвесторы все же знают, но в условиях России возможно всякое", — рассуждает партнер "Дювернуа Лигал" Игорь Гущев.
Впрочем, по мнению арбитражного управляющего, владельцы тоже несут ответственность за сложившуюся ситуацию. "В настоящее время участники ООО предпринимают активные меры по сокрытию выведенных активов завода, а также по воспрепятствованию законной деятельности конкурсного управляющего", — утверждает Дмитрий Бокатанов в своем обращении в Следственный комитет РФ и Генеральную прокуратуру РФ.
Сотовые телефоны судебного представителя Татьяны Матвеевой были отключены. Местонахождение ее самой неизвестно.