Стигмы общества

Автор фото: Евгений Асмолов

Благотворительность как система ценностей и согласованных действий общества и государства в России пока не работает.

Среди главных проблем, на которые обращают внимание сотрудники благотворительных фондов, — недостаток профессионалов в их сфере, отсутствие помощи со стороны государства и неустойчивое общественное мнение о благотворительной деятельности и о нуждающихся в помощи. "Для успешного развития благотворительности нужно привлекать профессионалов в маркетинге, рекламе и продажах, — убеждена Анна Косарева, директор по развитию благотворительного фонда AdVita ("Ради жизни"). — И такое совмещение возможно". Другая проблема — налоги и оплата аренды офиса. "Для благотворительных организаций они такие же, как для коммерческих. А ведь нужно создавать еще и финансовые стимулы для поощрения компаний–жертвователей", — сетует Анна Косарева.
Играет негативную роль в восприятии благотворительности и противоречивая информация о различных фондах, которая нередко попадает в СМИ. "Это сразу же сказывается на ситуации при сборе пожертвований, — подтверждает Елена Евстигнеева, заместитель директора благотворительного фонда "Надежда". — После нашумевшего скандала с фондом "Федерация" при организации благотворительного концерта с участием российских властей и мировых звезд в Петербурге у людей формируется мнение: если в "таких" кругах обманывают, что говорить о простом фонде".
Мешают просветительской работе фондов и многочисленные стереотипы, произрастающие в российском обществе: изоляция больных СПИДом, гепатитом, страх общения с "проблемными" людьми и пр. "Есть такое понятие "стигма" — отрицательное предвзятое отношение, некое социальное клеймо к определенным группам людей, в том числе к тем, кто страдает психическими расстройствами, — рассказывает Катерина Погодина, директор благотворительного фонда помощи душевнобольным. — Если общество перестанет бояться и обходить стороной таких людей, у многих из них появятся шансы вернуться к полноценной жизни. Страдающих людей не надо бояться — им надо помогать".
Обязательная сторона работы любого благотворительного фонда и залог доверия к честному имени организации — финансовая прозрачность и ясная отчетность. Так, в фонде AdVita информация о поступивших пожертвованиях и расходах фонда ежедневно появляется на его сайте.
Каждому жертвователю — юридическому лицу фонд направляет финансовый отчет, содержащий заверенные копии следующих документов: счета от фармацевтической компании, платежного поручения на перечисление средств в оплату счета, накладной на поставку лекарства. Похожий перечень отчетных документов предоставляют большинство "проверенных" благотворительных фондов.
Катерина Погодина отмечает, что в России благотворительность несистемная. Большинство людей предпочитают сделать подарок в детский дом на праздник, а не приходить туда постоянно. Это относится и к корпоративной благотворительности. Кроме того, существует "мода", например, на помощь детям-сиротам или больным детям. В итоге взрослые люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, не могут найти поддержку и бывают беспомощны перед лицом большой беды.