Инженеры Евгений Свекровин (28 лет) и Дмитрий Прокопенко (27 лет) сумели найти свой путь к государственному заказу.
Свою карьеру будущие предприниматели начали в Сибири. "Окончив Иркутский государственный технический университет, мы оба устроились в проектный институт — ОАО "ИркутскгипродорНИИ", — вспоминает Евгений. — Начинали с техников, а потом выросли: я — до главного инженера проекта, Дмитрий — до руководителя группы". За 3 года работы в институте они успели потрудиться над проектами дорог в Нижегородской области, Абхазии, Новосибирске и на Камчатке.
В 2010 году друзья переехали в Петербург, устроившись в институт "Дорпроект". Но уже спустя полгода они уволились и основали свой "ЛенТрансПроект".
Уверенности в том, что маленькое проектное бюро сможет конкурировать с большими институтами, придавал немецкий опыт. "Когда аспирантом я приехал на стажировку в Штутгарт, то обнаружил, что проектированием дорог там занимаются не крупные институты, а небольшие компании, конкурирующие за каждый заказ", — поясняет Евгений.
В России же они обнаружили, что крупные институты внимательно относятся к заказам на десятки миллионов и работают в основном с типовыми проектами. А вот небольшие частные заказы, такие как парковочные площадки, съезды с дорог общего пользования или дороги коттеджных поселков реализуются в последнюю очередь, отчего порой срываются сроки и страдает качество работы.
С таких второстепенных проектов Евгений и Дмитрий решили начать свое дело. Первый заказ на парковку для гипермаркета "О’кей" они нашли среди отложенных заказов "Дорпроекта".
"ЛенТрансПроект" выполнил работу за полгода, а через год парковка была введена в эксплуатацию. Чтобы найти заказы, они проводили презентации в архитектурных мастерских, которые специализируются на коттеджном строительстве.
Получить государственный заказ на проектирование федеральных объектов на первых порах не получалось. Среди критериев в открытых конкурсах фигурирует опыт выполненных контрактов, а на счету "ЛенТрансПроекта" всего 15 заказов.
Выйти на государственные проекты им позволили договоры субподряда. Сейчас на таких условиях бюро выполняет заказ правительства Ленобласти на 4 млн рублей.
В команде "ЛенТрансПроекта" помимо инженеров–проектировщиков работают эколог, кадастровый инженер, специалист по сетям и сметчик. "Десяти человек оказалось вполне достаточно, чтобы вести пять–шесть проектов одновременно", — отмечает Евгений. Стартовый капитал составил всего 70 тыс. рублей и пошел на аренду офиса, пока они не стали резидентами Первого городского бизнес–инкубатора. Все необходимое оборудование закупалось на полученный аванс. За первые полгода работы оборот составил 1 млн рублей, за 2012 год — уже около 8 млн. Маржинальность бизнеса получается около 70%.
Крупные игроки подтверждают, что недорогие заказы образуют нишу для начинающих проектных компаний. "Минимальной стоимости заказа у нас нет, но чаще мы работаем на крупных объектах, — сообщили в ЗАО "Институт "Стройпроект". — Но кто–то должен работать и в сегменте малых проектов. Наша компания, основанная в 1990 году группой молодых инженеров, начинала так же".