Мировые державы соревнуются, чья валюта подешевеет быстрее. Россия пока в стороне от этих игр.
Чем дешевле валюта, тем легче странам, в которых эта валюта обращается, наращивать экспорт и бороться с импортом, тем больше загруженность предприятий и востребованность рабочей силы, больше налоги и полнее бюджет. Поэтому многие правительства стоят перед искушением опустить курс национальной валюты. Их не останавливает даже недовольство торговых партнеров, которым приходится предпринимать ответные меры.
Все против всех
Валютные войны начались несколько лет назад, и в 2013 году, очевидно, их интенсивность будет увеличиваться. То, что мир находится в состоянии валютных войн, заявляют не только эксперты, но даже финансовые чиновники. В декабре 2012 года глава Банка Англии Мервин Кинг сказал в одном из выступлений, что миру грозит новый виток валютных войн в 2013 году. Месяц спустя эту мысль повторил и заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. Правда, по его словам, мир только еще стоит на пороге валютных войн. Видимо, то, что происходило на валютных рынках до сих пор, в российском Центробанке всерьез не воспринимали.
Одну из последних атак на валютном рынке предприняла Япония, где после смены правительства в конце прошлого года было решено довести инфляцию до 2% любой ценой. Банк Японии пообещал с 2014 года увеличить программу выкупа активов более чем на 10 трлн иен ($115 млн). В ожидании чего–то подобного японская валюта за пару месяцев подешевела по отношению к доллару США примерно на четверть, с 79 до 91 иены за доллар.
В предыдущие годы главными эмиссионными центрами на мировой арене выступали США и еврозона. Они продолжают печатать деньги, но к этим действиям уже все привыкли и не обращают на них особого внимания. Например, в начале сентября 2012 года глава Европейского центробанка (ЕЦБ) Марио Драги пообещал выкупать облигации проблемных стран еврозоны без ограничений. Позже, в декабре, глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке заявил, что американский центробанк тоже решил выкупать проблемные активы фактически без ограничений, на $85 млрд в месяц, пока инфляция остается ниже 2,5%, а безработица — выше 6,5%.
Между тем в результате запуска трех программ количественного смягчения (англ. Quantitative easing, QE) и других программ по выкупу активов баланс ФРС и так достиг в январе 2013 года рекордной величины в $3 трлн, сообщило агентство Bloomberg. С момента острой фазы кризиса, сентября 2008 года, ФРС скупила проблемных активов более чем на $2 трлн.
Кроме выкупа активов центробанки активно предоставляют банкам дешевые кредиты. Так, ЕЦБ в декабре 2011 года и в феврале 2012 года провел два раунда программы Long-Term Refinancing Operation (LTRO). В результате банки получили более 1 трн евро на 3 года под 1% годовых.
Есть свои программы поддержки экономики и у других центробанков: Банка Англии, Народного банка Китая (НБК) и т. д. Ориентиры у них разнообразные. Швейцарский центробанк, к примеру, проводит интервенции, ограничивающие рост франка к евро выше отметки 1,2 франка за евро.
Российский центробанк в этой гонке девальваций едет в противоположную сторону. В прошлом году рубль укрепился по отношению к доллару и евро, и лишь в этом году тенденция, возможно, развернется в противоположную сторону.
Лишь бы не было пузырей
Любопытно, что ускорение печатных станков по всему миру не приводит пока к скачкам инфляции. Возможно, потребителей спасает то, что банки, продавшие проблемные активы, предпочитают пока не тратить вырученные деньги на покупку сырьевых товаров и фьючерсов. Не исключено, что одним из условий помощи со стороны центробанков был как раз запрет банкам раздувать пузыри на товарных рынках, чтобы сдержать рост продуктовой инфляции и избежать связанных с ним социальных потрясений.
Правда, летом 2012 года все–таки произошел резкий рост цен на продовольственные товары. Так, фьючерсы на пшеницу и кукурузу на американских биржах подорожали в 1,5 раза за несколько недель. Но аналитики оправдали эти ценовые скачки засухой в США, и рынки постепенно успокоились. Тем не менее пшеница и кукуруза и сейчас стоят процентов на тридцать дороже, чем в начале лета.
Время от времени надуваются локальные пузыри на фондовых рынках отдельных стран. К примеру, в последние 2 месяца впечатляющие темпы роста демонстрирует аргентинский фондовый индекс Merval, с конца ноября он поднялся на 50%. Однако в мировом масштабе серьезных последствий денежной накачки пока не видно. Цены на нефть и промышленные металлы находятся вблизи тех же уровней, которые наблюдались в начале прошлого года.
Центробанки тянут время
Многие эксперты указывают на низкую эффективность денежной накачки экономик: потраченные центробанками триллионы долларов не приводят ни к ускоренному росту мирового ВВП, ни к заметному падению безработицы. Тонны свеженапечатанных денег не создают дополнительного потребительского спроса, главным образом потому, что оседают на счетах крупнейших банков. "Центральные банки придумывают все новые способы смягчения условий с целью создания рабочих мест, несмотря на отсутствие каких–либо научных или практических доказательств связи их действий с реальной занятостью", — констатирует Стин Якобсен, главный экономист брокерской компании Saxo Bank.
Первоочередную антикризисную задачу — уберечь финансовую систему от обрушения из–за недостатка ликвидности и груза плохих активов — центробанки уже решили. Теперь основной смысл операции "печатные станки", очевидно, кроется в том, чтобы дать мировой экономике время на выздоровление. Рано или поздно население устанет бояться повторения кризиса, раскупорит кубышки и начнет тратить деньги, рассчитывают мировые финансовые власти. Восстановление потребительского спроса приведет к подъему мирового ВВП.
Азиатский локомотив
Верным ли окажется этот расчет, покажет время. Согласно последнему прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), мировой ВВП вырастет в 2013 году на 3,5%, а в 2014 году рост ускорится до 4,1%. В прошлом году ВВП в среднем по миру вырос на 3,2%, считают в МВФ.
При этом в США темпы подъема ВВП останутся скромными, считают в МВФ: 2% в 2013 году и 3% — в 2014–м. Еврозона лишь через год начнет выбираться из рецессии, после падения на 0,4% в 2012 году и на 0,2% в 2013–м, за следующий год ее ВВП подрастет на 1%. В Японии рост ВВП и вовсе будет замедляться, с 2% в 2012 году до 0,7% в 2014–м. В России ускорение будет слабым, с 3,6% в 2012 году до 3,8% в 2014–м. А настоящими локомотивами мирового подъема должны стать Китай и Индия, которые, как полагают в МВФ, ускорят рост ВВП в 2014 году до 8,5 и 6,4% соответственно по сравнению с 7,8 и 4,5% в 2012 году.
"Темпы экономического роста в КНР вновь приблизятся к 8,0 – 8,2% в годовом исчислении", — прогнозирует также Александр Игнатюк, директор информационно–аналитического управления ИК "Энергокапитал".
Глава Инвестиционного фонда Китая Лу Цзиэй на днях заявил, что экономика Поднебесной в текущем году вырастет более чем на 8%. Драйвером роста китайской экономики Цзиэй считает увеличение активности на мировом рынке.
"Мы быстро переходим от старого мира, возглавляемого Европой, США и Японией, к новому миру во главе с Китаем", — говорится в недавнем обзоре банка HSBC. В то же время эксперты этого банка признают, что Китай, как и другие страны, подвержен взлетам и падениям глобального экономического цикла. "В 2012–м, например, китайский экспорт понизился в первую очередь из–за слабости старого мира во главе с еврозоной", — констатируют они.
В HSBC ожидают, что ВВП Китая вырастет на 8,6% в 2013 году. В то же время темп роста мировой экономики в 2012 году в HSBC оценивают более пессимистично, чем в МВФ, в 2,2%. А в 2013–м ожидают замедления до 2,1%.
Однако ряд экспертов полагают, что Китай окажется проигравшей стороной в глобальных валютных войнах. Во всяком случае, эта страна пока не предпринимает никаких явных усилий для ослабления своей валюты. Китайский юань укрепляется по отношению к доллару США с 2005 года. За это время доллар упал по отношению к юаню примерно на четверть, с 8,2 до 6,225 юаня за доллар, и ничто не предвещает прекращения этой тенденции. Так, экономисты, опрошенные Thomson Reuters, ожидают, что экономический рост Китая ускорится до 8,1% в 2013 году, но восстановление может выдохнуться в 2014 году, так как ускорение инфляции заставит НБК вернуться к ужесточению денежной политики.
Политическая нестабильность в развивающихся странах, возглавляемых Китаем, будет одним из крупнейших рисков для рынков в 2013 году, считает Иэн Бреммер, президент Eurasia Group. Он указывает на по–прежнему напряженные отношения Китая с Японией. Экс–глава ФРС США Алан Гринспен в конце прошлого года дал и вовсе обескураживающий прогноз: "В следующем году Китай оккупирует Японию и с помощью ее производственных мощностей выйдет на первое место в мире по объему ВВП".
Нуриэль Рубини, профессор экономики Нью–Йоркского университета, считает, что самый большой риск подстерегает Китай во второй половине 2013 года, когда рост может замедлиться примерно до 6%.
"Азия в целом и Китай в частности достигли наивысшей точки своего развития, и им нужна новая бизнес–модель", — полагает Стин Якобсен.
Россия отстает
В прошлом году российский фондовый рынок выглядел слабее многих развивающихся рынков. Индекс РТС показал рост чуть более 10%, индекс ММВБ — вдвое меньше. Для сравнения: в Турции основной фондовый индекс вырос почти на 70%, в Египте и на Филиппинах — почти на 50%.
Сводный общемировой индекс MSCI All–Country World с учетом дивидендов поднялся в 2012 году на 16,9%, а индекс акций развивающихся рынков MSCI Emerging Markets — на 18% с учетом дивидендов.
На 2013 год, согласно опросу Thomson Reuters, аналитики называют фаворитом китайский фондовый индекс Shanghai Composite, средний прогноз его роста составляет 17%. Фондовые индексы Бомбея Sensex, Сан–Паулу Bovespa и Москвы РТС — также среди топ–5 в опросе с прогнозами роста на 14 – 15% в 2013 году. Однако в условиях валютных войн движения всех активов будут довольно волатильными и малопредсказуемыми. Инвесторам не стоит слишком полагаться на прогнозы экспертов. Зарабатывать на резких движениях привычнее профессиональным спекулянтам, для них в этом году будет раздолье.
“
Мировая экономика вступила в 2013 год с объемным грузом нерешенных проблем. Примечательно, что та же совокупность негативных факторов оказывала на нее давление в течение всего 2012 году. Если коротко, то это проблема государственных финансов в США, проблема затянувшегося выхода из долгового кризиса стан ЕС, а также проблема замедления темпов экономического роста в КНР. Другими словами, 2012 год хоть и не был полностью бесполезен для оздоровления финансовых рынков, но с точки зрения развития экономических отношений не представил практически ничего нового и не сумел подготовить базис для активного роста фондовых и товарных активов.
Александр Игнатюк
директор информационно–аналитического управления ЗАО "ИК "Энергокапитал"
“
Мировые лидеры, ответственные за принятие стратегических решений, заткнули бы за пояс величайшего в мире иллюзиониста Дэвида Копперфильда. По мановению своей волшебной палочки, в роли которой выступает политика нулевых процентных ставок, они сделали невидимыми стоимость обслуживания и последствия огромного государственного долга, подобно тому как Копперфильд делает невидимыми крупные предметы на сцене. К большому сожалению политических лидеров, в реальности машины Копперфильда никуда не исчезают, равно как и долговая нагрузка.
Стин Якобсен
главный экономист брокерской компании Saxo Bank