Скандал на издательском рынке. Национальная тиражная служба составила "черный список" издательств, которые завышают тиражи своих изданий в среднем в пять раз, чтобы ввести в заблуждение рекламодателей. Это – самая серьезная проблема отрасли, из-за этой непрозрачности печатные СМИ проигрывают борьбу за рекламодателя, говорят эксперты.
Национальная тиражная служба России составила "черный список" издательств, искажающих информацию о тираже своих изданий (в сторону увеличения). Об этом рассказал dp.ru глава НТС Игорь Яковенко.
Всего искажают информацию о своем тираже 215 изданий, подсчитали в службе. Средний коэффициент степени завышения тиража – 5,0 (то есть тираж завышается в пять раз). Оба показателя выше, чем в два прошлых года, когда тоже велась такая статистика.
Издательства завышают тираж своих изданий для того, чтобы повышать доходы от рекламы: одно дело — если тираж издания 10 тысяч экземпляров, и совсем другое – если 100 тысяч. Кроме того, "большой тираж" идет на пользу имиджу издательства.
НТС пока может пресечь не все случаи мошенничества, рассказал Игорь Яковенко: "Факты завышения тиража при включении издания в "черный список" устанавливаются методом сравнения данных Федеральной таможенной службы с заявленным тиражом в выходных данных самих изданий. Поэтому пока мы ограничиваемся только теми изданиями, которые печатаются за рубежом. При определении реального тиража журналов учитывается и та часть тиража, которая распространяется за пределами России".
Что касается изданий, вошедших в "белый список", то достоверность их тиражей "устанавливается в ходе добровольной сертификации и последующего аудита тиража", добавили в НТС.
Больше всего врут в издательском доме "Бурда", подсчитали в службе: "Во главе списка 17(!) изданий ИД "Бурда". Это на сегодня, несомненно, самый большой тиражный врун в России. Не самый наглый, поскольку в среднем завышает тиражи «всего» в 1,5–2 раза, что на фоне иных выглядит даже "честно". Вранье «Бурды» особенно вредно, во-первых, в силу высокой известности бренда. Если врет "Бурда", значит, врать не просто можно, но и модно, и вообще правильно. "Бурда" как законодатель моды на вранье легализует это явление".
В тройке "лидеров" также "Конде Наст" и "Московский комсомолец", рассказывают в НТС: "Подкрепляет эту легализацию недобросовестной конкуренции другой лидер глянцевого рынка – ИД "Конде Наст", 8 изданий которого в 2012 году укоренились в "черном списке". Еще одна подпорка легитимности тиражного вранья – ИД "Московский Комсомолец", который выпускает журналы "Атмосфера" (среднее завышение – 4,8 раза) и "Охота и рыбалка – XXI век" — среднее завышение 2,4 раза".
Есть и еще одна номинация: "Рекорд самого наглого тиражного вранья", первенство в которой вот уже третий год подряд удерживает компания "Гейм Лэнд", издания которой завышают тираж кто в 18, а кто и в 23 раза, — рассказывают в НТС. — Конкуренцию "Гейм Лэнду" составляет "Большой спорт" ИД "Юнимедиа" (завышение в 17,2 раза), "Папарацци" (врет в 19, 8 раз), "Hi – Fi. Ru" ИД "Медиа Сервис" (завышение в 21,6 раза)".
Предоставить комментарий этих обвинений представители ИД "Бурда", "Конде Наст" и "Московский комсомолец" не смогли, хотя корреспондент dp.ru просил их об этом всю пятницу.
Эксперты рынка оценивать данные Национальной тиражной службы избегают, но соглашаются с тем, что проблема серьезная. "Это проблема непрозрачности отрасли — она уже стала для отрасли основной, — говорит генеральный директор Бюро тиражного аудита АВС Павел Мирошников. – Это снижает привлекательность отрасли для рекламодателей".
"За последние десять лет доля печатных изданий на рынке рекламы снизилась с 37% до 16%, — добавляет эксперт. – То есть сейчас эту борьбу мы проигрываем с треском. Нужно принимать экстренные меры, убирать эту мутность и непрозрачность, тогда шансы можно будет выровнять".
"Деловой Петербург" сотрудничает с Национальной тиражной службой с 2005 года. Восемь лет подряд "Деловой Петербург" получает премию как региональная деловая газета с наибольшим тиражом. При этом весь тираж официально подтвержден и не вызывает сомнений у экспертов.