Владелец ГК "Невские сыры" Альберт Суфияров: Не растите две пальмы в одном горшке

Альберт Суфияров, владелец группы компаний "Невские сыры", рассказал о серьезной конкуренции со стороны федеральных ретейлеров, планах по созданию производства полного цикла и увеличению доли рынка в России, а также о поставке сыров в США, Израиль и страны Европейского союза.

Какие изменения происходили на рынке сыра последние 2–3 года?
— Растет сегмент брендированных сыров, причем наиболее интенсивный рост в сегменте средний плюс. Появился и активно развивается сегмент собственных торговых марок сетей (СТМ. — Ред.). Именно со стороны СТМ мы как производитель видим опасность и серьезную конкуренцию, несмотря на то что сами для них выпускаем эти товары.
Рост собственных торговых марок сетей создает угрозу для брендов самих производителей. Особенно в таких популярных категориях сыра, как российский, гауда, эдам, относящихся к сегменту экономкласса. Это незарегистрированные сорта, которые выпускают многие производители и к названию сорта добавляют собственный бренд компании. Например, у нас такие сорта выпускаются под брендом "Золото Европы", у "Вимм–Билль–Данна" — под брендом "Грандфор". Но сегодня практически каждая крупная сеть выпускает эти сорта под своими частными марками. Чтобы быть конкурентоспособными, мы выпускаем новые сорта в сегменте средний плюс, в котором сети, как правило, не работают.
Второй существенный тренд — рост количества видов сыра. Еще лет пять назад на полках в магазине было как минимум в 2 раза меньше названий, чем сегодня, и их число продолжает расти. Например, во Франции существует порядка 6 тыс. видов сыра, а в России их, по разным оценкам, около 500. Так что российскому рынку еще есть куда расти.
Третье значимое изменение — это существенное повышение порога входа на рынок. Это связано со значительным ростом вложений в маркетинг и логистику. Растущий рынок розничных сетей привел к тому, что стать национальным игроком сыра нельзя, не работая с федеральными ретейлерами.
Какую долю в общем объеме производства у вас занимают заказы от сетей на СТМ?
— Около 8%. Мы делаем сыры для "Ленты", "Дикси", Х5, "Полушки", масло делаем для "Седьмого континента" и "Гиперглобуса".
Какой процент может стать критическим?
— Для себя мы считаем, что свыше 20%.
Каких производителей за последнее время стало больше на полках?
— Белорусская продукция занимает в магазинах, конечно, существенную долю, но в основном эти сыры представлены в сегменте эконом и noname. Белорусские производители за счет господдержки добиваются низкой себестоимости продукта, но в маркетинге они слабы. А вот прибалтийские производители как раз наоборот — очень активны в маркетинге, это видно на примере производителя "Сваля". Они уже достаточно известны потребителю.
Как сегодня выглядит структура рынка сыра?
— Если говорить о российских производителях, то они занимают половину рынка, но в сетях импортного сыра больше.
Весь российский рынок сыра оценивается в 700 тыс. т в год, из них импорт занимает уже больше 300 тыс. т, включая сыры из Прибалтики, остальной рынок сыра делят российские и белорусские производители. Сыры из Белоруссии не считаются импортом, так как эта страна входит в Таможенный союз.
Я думаю, что ближайшие 5 лет импорт имеет неплохие шансы для развития в России. Я считаю себя патриотом и рассчитываю, что развитие молочного животноводства в стране приведет к буму сыроделия в России. Но для этого должны развиваться молочное животноводство и сырьевая база. В Белоруссии развитие сыроделия происходит за счет серьезной господдержки.
Вы не планируете создавать вертикально интегрированный холдинг?
— Мы об этом постоянно думаем и видим возможность развивать свое молочное животноводство на горизонте 2–3 года. Сегодня приоритетом для нас является расширение географии продаж, рост известности марок, повышение лояльности потребителя к ним. Это приоритет на ближайшие 2–3 года. А после этого, имея уже сильный бренд, хорошую дистрибуцию, широкую представленность по всей России и соответствующий денежный поток, можно будет инвестировать и в сельское хозяйство. Идти сразу в двух направлениях — это очень большие риски.
В 2008 году вы открыли в Московском регионе совместно с Valio дистрибьюторское подразделение. Развивается ли там этот бизнес?
— Сотрудничество с Valio продолжалось с 2008 по 2009 год. Но в 2009 году мы приняли решение развивать собственные бренды, а совмещать стратегию дистрибьютора и производителя стало крайне сложно. Рано или поздно нам пришлось бы делать выбор, потому что масло "Тысяча озер" — это конкурент масла Valio. И попытки вырастить две пальмы в одном горшке увенчались бы тем, что одна из них не выросла бы.
Сегодня мы продолжаем работать с Valio, но в очень ограниченном объеме. Это наши давние надежные партнеры, они для нас в течение 10 лет делали масло "Тысяча озер".
А теперь вы его самостоятельно делаете?
— Да. В Москве у нас есть офис, есть склад — оттуда мы осуществляем логистику по всей стране достаточно успешно, потому что федеральные контракты требуют от нас доставку практически в любой регион.
Без открытия офиса и склада в Москве развитие федеральной компании невозможно, наша крайняя точка поставок — это Владивосток. Если, скажем, открывается "Лента" в Барнауле, то мы везем продукцию в Барнаул.
То есть вы сами обеспечиваете доставку продукции для сетей?
— Да, причем в любую точку России. Поставки идут из Москвы. Сегодня Москва и регионы для нас — это драйверы роста на ближайшие 2 года.
Ваши сыры продаются сейчас за рубежом?
— Да, в Финляндии и Эстонии, и еще у нас есть эпизодические поставки в США и Израиль. Это пока четыре страны, где продаются сыры наших брендов. Мы будем увеличивать поставки за рубеж с 2014 года. В 2013 году мы планируем расширить географию в Москве и регионах, и в 2014 году мы уже будем делать дистрибуцию в США. Считаю, что это наиболее интересный рынок. Потому что в Европе достаточно тесно, там есть уже насыщение. В США рынок более динамичный.
Планируете выводить на рынок новые бренды?
— Современные реалии рынка требуют серьезных маркетинговых затрат, и поддерживать бренд — достаточно деньгоемко. Ближайшие пару лет будем фокусироваться на расширении географии и узнаваемости наших брендов. Однозначно будут выведены новые продукты. Но новые бренды под вопросом.
Какие у вас планы по наращиванию доли в ближайшие 2–3 года?
— Сегодня мы занимаем 4% российского рынка сыра. Хотим в течение 3–5 лет занять 10–15% рынка. Это возможно за счет роста географии продаж, роста дистрибуции.
Недавно вы вышли на рынок майонеза. Почему считаете его перспективным?
— Мы регулярно смотрим за развитием смежных направлений, где могли бы присутствовать, в которых могли бы быть если не лидерами, то хотя бы значимыми игроками. Во–первых, это нам позволяет быть более диверсифицированными, соответственно, иметь меньше рисков. И второе, самое главное: это позволяет снизить удельные операционные затраты. Кроме того, майонезный рынок, как и сырный, тоже еще недостаточно консолидирован.
А почему в Финляндии его производите?
— У нас в Финляндии есть компания–партнер FinishCheеseCompany, с которой мы сотрудничаем лет десять. Основным рынком сбыта майонеза будут страны Прибалтики и Германии. Это будут чисто нишевые продукты, рассчитанные на русских. Финляндия — часть ЕС, нет таможенных барьеров.
Кроме того, наши бренды имеют регистрацию не только в России, но и во многих странах Евросоюза, а также в США. Это сделано для того, чтобы мы могли в дальнейшем иметь возможность экспорта на эти рынки. Например, в 2014 году мы планируем продавать фету "Сиртаки" в США.
Думаете, выдержите конкуренцию?
— Мы не будем стремиться к лидерству. Есть стратегия лидера, и есть стратегия нишевого игрока. Мы будем чисто нишевым игроком и рассчитываем, что это нам удастся. В Америке есть компании–дистрибьюторы, которые уже готовы продавать нашу продукцию.
В России у вас одна производственная площадка?
— Да, одна, но мы думаем над расширением, ищем варианты, потому что на одной уже становится тесно.
Кроме холдинга " Невские сыры " у вас есть еще и автобизнес. Почему вдруг два таких разных направления?
— Я уже 18 лет в компании "Невские сыры". Но мне нравится заниматься построением бизнеса. И, когда в 2005 году мой близкий знакомый Александр Сафонов предложил войти в компанию "ПетроМастер", я с удовольствием согласился, чтобы построить компанию–лидера. Я считаю, что нам за 7 лет это удалось.
Сегодня "ПетроМастер" является лидером на рынке грузовых автомобильных шин в России и занимает 13% рынка. В чем, несомненно, заслуга моего партнера Александра Сафонова.
"ПетроМастер" продает только шины?
— Нет, это не только продажа колес, но и их обслуживание, то есть ремонт. Также есть различные сервисы. И среди наших клиентов есть такие компании, которые являются клиентами и в сырном бизнесе, — например, "Дикси", "Магнит", Х5. Мы оказываем им сервис по смене колес, услуги по мойке.
То есть вы продуктовым сетям и сыр, и колеса поставляете?
— Можно и так сказать.
Вы являетесь членом международной организации предпринимателей (Entrepreneur Organisation). В чем вам это помогает?
— Я уже 7 лет являюсь членом российского отделения этой организации предпринимателей. Ее целью является развитие предпринимательства и деловой активности. Предприниматели — это двигатели экономики и общества, они меняют нашу жизнь в лучшую сторону.
Организация проводит обучающие мероприятия, тренинги, но для меня самое интересное — знакомство с интересными кейсами, бенчмаркинг (изучение опыта других компаний), встречи с экспертами.
 
 

Справка

О компаниях

> Группа компаний "Невские сыры" основана в 1994 г. в Петербурге. В нее входят ООО "Невские молокопродукты" и ООО "Невские cыры". Основные бренды — "Тысяча озер", "Золото Европы", "Сиртаки". Оборот в 2012 г. — 120 млн евро (+20% к 2011 г.), инвестиции — 5,5 млн евро. Занимает 4% российского рынка сыра.
> ГК "ПетроМастер" основана в 1999 г. Александром Сафоновым. Основной профиль — продажа грузовых шин и дисков. Сам Суфияров стал совладельцем в 2005 г.

 
 

 
 

Биография

Альберт Суфияров

> Родился в 1967 г. В 1989 г. с отличием окончил Ленинградское высшее военное инженерное училище связи. Затем продолжил службу в училище на должности инженера по электронике на кафедре передачи данных.
> В 1994 г. уволился из ВС РФ и организовал ГК "Невские сыры".
> Является членом правления ЛТПП и членом российского отделения Entrepreneur Organisation (глобальное бизнес–сообщество, насчитывающее более 8 тыс. предпринимателей из 40 стран мира).