Правительство РФ намерено запретить железнодорожникам постоянно продлевать сроки эксплуатации вагонов. Им придется теперь списывать по 30 тыс. вагонов ежегодно. Эта инициатива, поддержанная президентом Владимиром Путиным, должна поддержать российских вагоностроителей.
С прошлого года
Минтранс РФ, а затем Министерство промышленности и торговли пытались запретить эксплуатацию грузовых вагонов, прослуживших больше срока (30 лет для цистерн и 20 лет для остальных вагонов). Но каждый раз чиновники сталкивались с сопротивлением крупнейших перевозчиков. В конце января инициативу профильных ведомств поддержал президент РФ Владимир Путин. Это только первый шаг по поддержке отечественного вагоностроения, за ним последуют и другие.
Пессимистичный прогноз
Запрет на продление сроков эксплуатации должен поддержать отечественных вагоностроителей, которые в 2013 году, впервые за последние годы, могут столкнуться с почти двукратным снижением спроса. По прогнозам генерального директора отраслевого исследовательского агентства "Infoline–аналитика" Михаила Бурмистрова, по самым оптимистичным оценкам, спрос на вагоны в этом году не превысит 50 тыс. единиц.
"Сейчас наиболее востребованными остаются полувагоны, хотя спрос на них снижается. Вместе с тем увеличивается спрос на хопперы (служит для перевозки сыпучих грузов) и универсальные платформы", — отмечает Дмитрий Бовыкин, исполнительный директор ООО "Объединенная вагонная компания" — управляющего Тихвинским вагоностроительным заводом (ТВСЗ). В РЖД отмечают, что примерно 100 – 200 тыс. вагонов, которые числятся за перевозчиками, простаивают. Многие из них устарели, но операторы не обновляют подвижной состав.
По оценкам Дмитрия Бовыкина, когда ограничение продления сроков службы вагонов будет принято, перевозчикам придется списывать дополнительно около 30 тыс. вагонов.
На пользу дела
Помимо ограничения срока эксплуатации подвижного состава вагоностроители, по словам Михаила Бурмистрова, добиваются от правительства ограничений на импорт дешевых вагонов с Украины за счет увеличения таможенных пошлин и утилизационных сборов.
В качестве дополнительной меры по стимулированию спроса отечественные производители предлагают чиновникам ввести утилизационный грант для покупателей, обменивающих старый вагон на новый.
Кроме того, в правительстве обсуждается размер специального (повышенного) тарифа для перевозчиков, использующих инновационные полувагоны повышенной грузоподъемности.
Эта мера должна поддержать новые современные производства, в первую очередь от этого выиграет ТВСЗ — крупнейшее предприятие такого рода в европейской части страны. Это поможет группе "ИСТ" Александра Несиса окупить 42 млрд рублей инвестиций в создание завода.
Мощность ТВСЗ — 13 тыс. вагонов в год, что составляет примерно 20% от совокупного производства вагонов в РФ (больше выпускает только Уралвагонзавод — 23 тыс. вагонов в год). Однако в первый год ТВСЗ выпустил всего 1300 вагонов. В текущем году ТВСЗ намерен наращивать объемы, запустив собственное литейное производство для изготовления ходовой части вагонов.
Вагонных дел покупатели
Активно вкладывать средства в новые мощности инвесторы начали 5 – 6 лет назад, когда спрос на вагоны интенсивно рос, а грузовладельцам катастрофически не хватало подвижного состава. Это позволило частным операторам закрепиться на рынке железнодорожных перевозок — они в основном и покупали новые вагоны.
Что касается РЖД, то в ходе затеянной правительством РФ реформы госкомпании она должна передать подвижной состав в частные руки. В прошлом году как раз завершилась первая крупная сделка. РЖД продали Владимиру Лисину, владельцу UCL Holding, Первую грузовую компанию (ПГК) примерно за 175 млрд рублей.
По сути, как уверяли в один голос эксперты, Лисин купил по дешевке 20% всего вагонного парка РФ — 195 тыс. вагонов. Они обошлись ему, по оценкам экспертов, примерно в 1,5 раза дешевле нового подвижного состава.
Однако никто из экспертов тогда не акцентировал внимания на том, что почти 30% приобретенного Лисиным подвижного состава изношена больше нормативного срока. Именно по этой причине новый собственник ПГК и руководство компании воспринимают инициативу правительства в штыки.
Ранее генеральный директор Первой грузовой компании Олег Букин заявлял, что UCL при покупке железнодорожного оператора рассчитывала на возможность продления срока службы вагонов.
Крайне опасный вид транспорта
Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что ограничение срока службы вагонов — неизбежная мера, поскольку количество сходов вагонов с рельсов стремительно нарастает именно из–за технических неисправностей.
С начала 2013 года произошло уже 10 ЧП (за весь 2012 год — 23), причем в результате последней катастрофы в Иркутской области погибли два человека — машинист и помощник машиниста встречного локомотива. А если бы грузовой состав столкнулся с пассажирским поездом, жертв могло быть значительно больше.