ФАС планирует обязать банки принимать любую страховку заемщика — не важно, аккредитован страховщик в этом банке или нет. На данный момент, согласно постановлению №386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями", заемщик может при обращении за кредитом использовать полис либо аккредитованного в банке страховщика, либо компании, которая удовлетворяет его требованиям.
Начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева заявила, что сейчас идет дискуссия — оставить все как есть и позволить банкам и дальше выбирать угодных им страховщиков или запретить подобную практику. Позиция ведомства будет зависеть от прохождения поправок в закон об организации страхового дела, которые сейчас рассматриваются в Госдуме. Планируется, что надзорный орган, то есть ФСФР, будет самостоятельно изучать финансовое положение страховщиков. Можно предположить, что банки должны будут принимать полис любой страховой компании с лицензией.
"Если это будет сделано и у ФСФР появятся дополнительные полномочия по проверке финансового положения страховщика, наверное, мы будем исходить из того, что в этом случае предоставлять банкам возможность самостоятельно выбирать страховые организации будет излишне", — подытожила чиновница. В банковском сообществе инициатива ФАС вызвала недовольство.
"Безусловно, это создаст дополнительный риск для банка, который пока оценить сложно, так как повысится вероятность необоснованных отказов по страховым выплатам — даже в случае таких прецедентов банк не будет иметь права отказаться от сотрудничества с такой страховой компанией. В результате банки будут вынуждены компенсировать этот риск путем повышения ставки", — сетует Андрей Рублев, заместитель управляющего филиалом Абсолют Банка в Петербурге.
Страховщики отмечают, что, если ФАС обяжет банки не ограничивать конкуренцию между ними, это может уменьшить цену полисов. Но этот же фактор может негативно отразиться на качестве услуг. "Сейчас процесс страхования в крупных банках автоматизирован для ограниченного списка страховщиков и занимает минимальное количество времени, — отмечает Елена Белоусенко, заместитель генерального директора СК "Согласие". — Банки не смогут автоматизировать взаимоотношения во всеми страховщиками, поэтому клиенты будут вынуждены тратить лишнее время на оформление страховки. Как показывают опросы, клиенты не сильно разбираются в надежности страховщиков, поэтому не всегда смогут получить выплату в случае страхового события".
С другой стороны, и сами страховщики не станут стремиться к сотрудничеству с банками, если не обладают для этого достаточными ресурсами, полагает Елена Ермилова, заместитель директора по банковскому страхованию Северо–Западной дирекции СК "Альянс". "У страховой компании для этого должен быть штат обученных сотрудников, знающих специфику банковской деятельности, соответствующее программное обеспечение, определенная система урегулирования убытков. Практика показывает, что не более 10–15 страховых компаний в Петербурге обладают этими ресурсами", — говорит она.