Владимир Мерзликин, гендиректор ОАО "Ленморниипроект": не нужно бегать и искать заказы

Автор фото: Свистунова Валентина

Владимир Мерзликин возглавил ОАО "Ленморниипроект" в январе и сегодня уже говорит о масштабных планах, об участии в многомиллиардных федеральных проектах. Его главная задача — возродить былую славу института, по проектам которого построены, реконструированы и модернизированы большинство российских портов.

С чем связана смена руководства ОАО "Ленморниипроект"?
— Прежний генеральный директор Игорь Русу был приглашен на другую работу — он возглавил управляющую компанию, созданную Министерством транспорта для строительства порта Тамань. При этом он остается членом совета директоров нашей компании.
Руководство Федерального агентства морского и речного транспорта и ФГУП "Росморпорт" предложило мне возглавить институт. В том числе и потому, что я более 10 лет возглавлял петербургский "Гипрошахт" и имею значительный опыт руководства проектной организацией.
Передача дел началась в ноябре прошлого года, а 15 января 2013 года состоялся совет директоров, где я был утвержден на должности гендиректора.
С чего вы начали работу? Какие задачи перед вами поставлены?
— Задачи были поставлены, еще когда велись переговоры о моем переходе: вывести "Ленморниипроект" на позиции лидера в стране по проектированию портов и гидротехнических сооружений, которое он в свое время и занимал. В последнее время у него появились конкуренты в лице бывших сотрудников ОАО "Ленморниипроект", которые ушли от нас и создали другие организации. Объемы работ сейчас достаточно большие, и нет необходимости бегать и искать дополнительные заказы, поэтому стоит задача усовершенствовать работу внутри института, наладить производственные процессы, решать кадровые вопросы.
Институт ждет реорганизация?
— Она идет полным ходом, скоро мы планируем утвердить новую организационную схему института. Она не будет принципиально отличаться от той, что была, а будет усовершенствована в соответствии с современными требованиями.
Будут усилены юридическая, кадровая службы, система менеджмента качества. Уже усилена служба IT, потому что без перехода в ближайшее время на систему проектирования в формате 3D будет тяжело конкурировать на рынке. Мы, как всегда, первопроходцы — надеюсь, мы первыми введем 3D–проектирование в эксплуатацию.
На такие технологии есть спрос?
— Спрос есть, тем более что заказчиками выступают серьезные компании вроде "Газпрома", "Новатэка". Но пока интерес больше презентационный: показать красивую картинку проекта руководителям высокого уровня или на выставке, а с практической точки зрения это нужно самим проектировщикам, им работать будет легче. Но внедрять новое очень тяжело — нужно обучать людей, отрывать их от производственного процесса. Программа у нас утверждена на год, и будет хорошо, если до конца года мы внедрим эту систему.
С чем связано усиление юридической службы?
— С требованиями федерального законодательства. Мы практически государственная компания, и одно из требований, которое предъявляется к нам с этой точки зрения: мы должны все закупки проводить через конкурсы. В ближайшее время наладим эту систему, и, надеюсь, она даст положительный эффект в части минимизации затрат на наше производство.
Как повлияет на вас введение Федеральной контрактной системы?
— Мы надеемся, что положительно, будет больше шансов более жестко формировать цену для наших субподрядчиков и контрагентов.
Над какими наиболее крупными проектами вы сейчас работаете?
— В настоящее время из всех проектов, которые ведет институт, могу выделить три знаковых.
Первый проект — по освоению Штокмановского газового месторождения на побережье Баренцева моря. Мы свою часть работ закончили, сдали заказчику, получили все финансовые средства. Надеемся, что будет принято политическое решение по дальнейшему освоению этого месторождения и наша работа продолжится.
Еще два проекта находятся в активной фазе. Во–первых, это проект по строительству порта Тамань. Наверное, за всю историю России, начиная с Петра Первого, такого масштабного, комплексного проекта не было. Планируется построить порт с грузооборотом около 90 млн т в год. Для сравнения: все порты России за прошлый год обслужили около 500 млн т. Это огромный порт, в строительстве которого планируется участие нескольких крупных инвесторов, для каждого из них нужно два – три причала. Сейчас проект проходит соответствующие экспертизы и согласования.
Еще один проект — это строительство порта на полуострове Ямал для освоения газового месторождения, также рядом с этим портом предполагается строительство завода по переработке добытого газа в сжиженный природный газ. Это первый такой проект в данных широтах, поэтому он отличается от всех своей невероятной сложностью. Заказчиком является компания "Ямал СПГ", принадлежащая компании "НОВАТЭК", инвестору всего проекта.
Какие проекты у вас есть на Северо–Западе?
— Мы сейчас заканчиваем и направляем в Главгосэкспертизу проект по реконструкции и модернизации "Петролеспорта".
Планируется значительно увеличить контейнерную перевалку, в 3 раза, к 2020–м годам. Сейчас во всем мире наблюдается тенденция к увеличению контейнерных перевозок. Развитие терминала ОАО "Петролеспорт" могло бы проходить и быстрее, однако планам помешал кризис. В то же время в проект были внесены изменения, связанные с внедрением самых передовых технологий по обработке и перегрузке контейнерных грузов.
Также сейчас к нам вышел наш старый заказчик — Мурманский торговый порт, который решил после долгого перерыва возобновить с нами отношения. И в ближайшее время какие–то начальные контракты по его реконструкции будут заключены.
Есть еще ряд проектов по Усть–Луге и Калининграду. Выполняем проекты по Дальнему Востоку по заказу ФГУП "Росморпорт".
Как вы оцениваете перспективы развития петербургского порта в его существующих границах?
— Потенциал есть всегда, технологии не стоят на месте. Реконструкция его будет продолжаться, тут присутствуют разные инвесторы и разные собственники, и у всех разные задачи. У того же "Петролеспорта" еще достаточно территории, на которой можно совершенствоваться. И все–таки есть какой–то конечный предел, выше которого прыгнуть невозможно. Может быть, через несколько лет появятся новые технологии, и мы вернемся к вопросу о реконструкции всего петербургского порта.
Где будут развиваться порты в нашем регионе?
— Есть Бронка. Была в свое время идея развивать порт в Калининграде, но потом решили, что нужно концентрироваться в одном месте. Есть планы по увеличению грузооборота Усть–Луги.
К нам выходят собственники некоторых терминалов с просьбой рассмотреть возможность реконструкции и увеличения мощностей. Если развиваться, то, скорее всего, в сторону этих проектов, — не зря же строили столько лет. Кстати, относительно порта Тамань был сформулирован подход, что строительство должно вестись комплексно по всем направлениям, чтобы не было такого долгостроя, как в Усть–Луге. Все должно быть построено в сжатые сроки, как федеральная инфраструктура, так и объекты инвесторов.
Сколько зарабатывает ОАО "Ленморниипроект"? Это прибыльная компания на сегодняшний день?
— В денежном выражении объем работ за прошлый год составил около 1 – 1,2 млрд рублей. В последние 2 – 3 года компания была прибыльной.
Итоги прошлого года мы еще не подвели, но, судя по всему, он будет не очень удачным. Это связано с тем, что сроки по проекту порта Тамань были очень сжатые и расходование средств было немного неправильно спланировано. Некоторые работы несколько раз пришлось заказывать из–за того, что менялись задания заказчика.
Мы сработали по этому проекту с минимальной рентабельностью. Надеемся, что на стадии разработки рабочей документации удастся более правильно все спланировать и заработать. Тем более что нашим основным акционером — ОАО "Росморпорт" — такая задача поставлена.
Как чувствуете себя на рынке? Кто ваши основные конкуренты?
— Это наши сотрудники, которые ушли в разные компании в разные года. Таких компаний две– три в Петербурге. ГТ "Морстрой", "Балтморпроект", МСТ ("Морское строительство и технологии"). Я не могу сказать, что они прямые конкуренты, так как сейчас объем работы такой, что приходится договариваться между собой, кому какую работу выгоднее брать, чтобы уложиться в срок.
Вы чувствуете свое привилегированное положение в связи с тем, что основной акционер — "Росморпорт"?
— "Росморпорт" выкупил акции у других акционеров 2 года назад. Как и раньше, мы участвуем в конкурсах, которые проводит "Росморпорт" и Федеральное агентство морского и речного транспорта, иногда выигрываем, иногда нет. Если бы мы были привилегированными, то, наверное, выигрывали бы всегда.
Как на вас повлиял кризис?
— Мы испытывали серьезный дефицит заказов. Последняя волна ухода сотрудников была в 2008 – 2009 годах, когда просто не было работы. Сейчас в институте более 300 человек, а на тот момент и того больше было. Такому количеству людей нужен постоянный объем работ, и когда он уменьшается, то это очень чувствительно.
В каких специалистах сейчас есть потребность? Испытываете ли вы дефицит кадров?
— Дефицит кадров есть всегда. У нас были проблемы с гидротехниками (это один из основных отделов) и со сметчиками. С приходом новой команды эти вопросы решаются, возвращаются люди. Мы ведем переговоры со многими, кто раньше ушел из института. По молодежи у нас запланирована большая программа с Политехническим университетом и уже объединенными Институтом водного транспорта и Государственной морской академией им. адмирала С. О. Макарова. Надеюсь, что мы подпишем соглашение о сотрудничестве, будем принимать студентов на практику, дипломников, подбирать себе новые кадры. Ведь из 10 человек, которые приходят к нам, только у двоих–троих что–то получается. Но так везде, наверное.
Чего вы ждете от 2013 года?
— В первую очередь мы продолжим работу по портам Тамань и Ямал. Это загрузка не только на 2013, но и на 2014 и 2015 годы. Объем работ огромный, а стоимость проектирования исчисляется миллиардами рублей. Мы рассчитываем и на конкурсы по новым проектам и готовы в них побеждать.
 
 

Биография

Владимир Мерзликин

> Родился в 1972 году в городе Новокузнецке Кемеровской области.
> В 1994 году окончил Ленинградский инженерно–экономический институт им. П. Тольятти по специальности "инженер–экономист".
> В 1999 году назначен заместителем генерального директора ОАО "СПб–Гипрошахт". С 2002 года — генеральный директор института "Гипрошахт".
> С 2006 года — начальник управления стратегических инвестиционных проектов в комитете по инвестициям и стратегическим проектам СПб.

 
 

 
 

О компании

ОАО "Ленморниипроект"

> Является историческим преемником Временной комиссии по устройству коммерческих портов Министерства путей сообщения, созданной 24 июня 1885 года.
> Основным акционером ОАО "Ленморниипроект" является ФГУП "Росморпорт", которому принадлежит 80,21% акций компании.
> Валовая прибыль ОАО "Ленморниипроект" в 2011 году составила 101,6 млн рублей, чистая прибыль — 62,9 млн рублей. В 2011 году компания вела работы по 45 объектам.