Зарубежные производители воспользовались переходным периодом между вступлением России в ВТО и введением утилизационного сбора для ввоза дешевой техники. Продажи выросли сразу на 10%.
По данным агентства
"Автостат"
, продажи новой коммерческой техники в Петербурге в 2012 году увеличились на 10% по сравнению с предыдущим годом и составили 19 410 штук.
Самый массовый сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV) вырос всего на 1%. По количеству реализованных автомобилей пальму первенства здесь по–прежнему удерживает ГАЗ, который смог прибавить 5%. Далее следуют иностранные бренды. Первое место среди иностранных производителей за VW (1470 машин, падение на 11%). Преследующие немецкий бренд Ford и Fiat поменялись местами в рейтинге.
Что касается грузовиков, то их продажи в городе в прошлом году выросли на 20% (6560 штук). Самым быстрорастущим брендом в этом сегменте оказался Mercedes–Benz (1320 машин, рост — 233%), который отодвинул прежнего лидера КамАЗ на вторую строчку (1130 машин, рост — 7%). В сегменте автобусов, который вырос в 1,5 раза, хитом продаж остался ПАЗ (980 машин, рост — 133%).
На фото: Открытие в Великом Новгороде гарантийной сервисной станции для техники компании Скания / Scania. Грузовик, фура.
Из первых рук
Официальные данные производителей несколько разнятся со статистикой "Автостата", считающего продажи автомобилей на основе их регистрации. По словам Валерия Коноплева, руководителя направления "Фольксваген Коммерческие автомобили" ГК Wagner, официальные продажи марки в СПб в 2012 году не только не сократились, но даже выросли примерно на треть и составили более 2,5 тыс. единиц.
Директор филиала ООО "МАН Трак энд Бас РУС" в СПб Наталья Соловьева говорит о значительных результатах марки на петербургском рынке, достигнутых в 2012 году: "Задача прошлого года нами выполнена полностью — MAN удвоил продажи. С результатом более 730 машин MAN занимает достойное место на Северо–Западе. Планы на следующий год амбициозные. Мы лидеры российского рынка вот уже 2 года подряд. Наша задача в ближайшие годы добиться такого же результата и в СЗФО".
Производитель
КамАЗ
в адрес дилерской сети и напрямую конечным потребителям СПб и ЛО отгрузил около 1300 грузовых автомобилей. "Основными сегментами КамАЗа на рынке грузовых автомобилей полной массой 14 – 40 т Петербурга и Ленобласти являются сегменты самосвалов и спецтехники, их доля составляет 55 и 52% соответственно. Безусловно, следует отметить огромный рынок седельных тягачей в данном регионе (порядка 3 тыс. автомобилей в год), который на данный момент практически полностью занят европейскими производителями магистральных грузовиков", — отмечает директор департамента маркетинга ОАО "КАМАЗ" Сергей Колесников.
По словам Натальи Соловьевой, в магистральных перевозках отечественные производители сдали позиции сразу после прихода на рынок импортных грузовиков. Тем временем российский КамАЗ планирует вывод в данный сегмент рынка нового магистрального седельного тягача 5490, массовое производство которого начнется в III квартале 2013 года. Пока же главная борьба между российскими производителями и иностранными развернулась в строительном сегменте, в котором доля иностранных марок неуклонно растет.
Открылся, чтобы захлопнуться
Несмотря на общий рост рынка коммерческого транспорта по итогам прошлого года, на вторую его половину пришлось замедление темпов роста продаж. Это было связано с введением в сентябре утилизационного сбора на иномарки в ответ на снижение ввозных пошлин из–за вступления России в ВТО. В выигрышном положении оказались производители, имеющие сборочные заводы в России. Однако это преимущество исчезнет в конце 2013 года, когда утилизационный сбор будет взиматься со всех участников рынка, в том числе и с отечественных производителей.
Сергей Колесников говорит, что объемы импорта начали быстро расти в июле с началом вступления в ВТО, за 2 месяца до введения утилизационного сбора. Так, если в июне 2012 года в Россию импортировано 4,2 тыс. грузовых автомобилей полной массой 14–40 т, то в июле — уже 7 тыс., а в августе — 7,4 тыс. грузовых автомобилей.
"Европейские автоконцерны увеличили ввоз грузовиков в июле, поскольку они ожидали введения утилизационного сбора уже с 1 августа. В августе рост импорта наблюдался в основном из–за увеличения ввоза подержанных грузовиков европейских марок и новых грузовиков производства Китая", — отмечает Сергей Колесников.
Увеличение объемов импорта в летние месяцы привело к снижению доли российских марок КамАЗ, МАЗ, УРАЛ.
"Введение утилизационного сбора как процедуры в переходный период просто остановило продажи спецтехники с использованием импортируемых шасси на 3 месяца. Для нас это было существенное упущение прибыли, для клиентов — отсутствие хорошего предложения и выбора на рынке, а для кузовопроизводителей — практически остановка производства. Плюс только один — были реализованы склады дилеров, но минусы сильно перевешивают", — оценивает последствия Валерий Коноплев. Несмотря на замедление рынка в целом, дилер запланировал 25%–ный рост продаж в 2013 году. КамАЗ планирует реализовать на 10% больше автомобилей.
По прогнозам аналитика агентства "Автостат" Азата Тимерханова, рост продаж коммерческого транспорта в России может оказаться в пределах 5%. Причем активнее будет расти сегмент грузовой техники, поскольку именно она больше всего нуждается в обновлении.