Инвестиции в промышленность Петербурга растут, но их по–прежнему недостаточно: за год всего на 10% до 84 млрд рублей. Эксперты считают, что тон должно задавать государство.
Объем инвестиций в основной капитал по Петербургу в 2012 году сократился на 7,4%, до 351,9 млрд рублей. При этом инвестиции в промышленность выросли на 10% и составили 84 млрд рублей, сообщают в городском комитете по промышленной политике и инновациям. Инвесторов привлекают такие кластеры, как судостроение, фармацевтика, IT, машиностроение, отмечают в КППИ.
Современные и привлекательные
Однако самым привлекательным для инвесторов сегментом остается производство автомобилей. Вероятно, это связано в том числе с тем, что производства были построены с нуля и инвесторам не пришлось тратиться на решение проблем, тянущихся с советских времен (см. "Проблемы достались в наследство").
Поток инвестиций не прекратился и после запуска автозаводов.
На фото: Производство автомобилей на заводе "Джи Эм Авто".
Так, компания
Toyota
планирует к 2014 году построить в Петербурге цеха штамповки кузовных и пластиковых деталей. Сумма инвестиций составит 2,7 млрд рублей.
В 2014 году планирует завершить расширение производства компания Nissan. Вторая очередь завода будет включать строительство цеха штамповки и цеха пластиковых деталей. Примерная сумма инвестиций составит около 167 млн евро. Планируется, что мощность завода увеличится до 100 тыс. автомобилей в год.
"Автоконцерны видели, что в регионе уже есть подобные производства и они успешны, поэтому и инвестировали в строительство предприятий", — считает Олег Семенов, директор петербургского филиала Инжиниринговой компании "2К". Повлиял на это и особый таможенный режим, установленный для автокомплектующих.
Не последнюю роль играет и поддержка городских властей. В феврале на конференции AutoInvest–2013 вице–губернатор Игорь Голиков в очередной раз заявил: "Мы намерены создавать благоприятные условия для увеличения объемов производства автомобилей и поддерживать эту перспективную отрасль".
Отметим, что в 2012 году производство автомобилей в Петербурге выросло в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом.
На фото: Выборгский судостроительный завод.
Целительные средства
Немалые средства уже вложены и будут еще инвестированы в ближайшие несколько лет в развитие фармацевтических предприятий.
Так, в 2012 году введена вторая очередь завода компании "Полисан", что позволит увеличить производство лекарств в 5 раз. В 2012 году в особой экономической зоне "Ново–Орловская" началось строительство завода ГК "Новартис", заложенного еще в 2011 году.
Также в прошлом году в рамках Петербургского международного экономического форума был дан официальный старт инвестпроекту по строительству завода фармкомпании "АрСиАй Синтез" с объемом инвестиций более $70 млн. Оба завода планируется запустить в 2014 году.
Новая жизнь
Еще одно направление инвестиций — модернизация и расширение существующего производства.
В 2012 году в ООО "БСХ Бытовые приборы" открылись завод по производству стиральных машин и третья очередь логистического центра. Новый завод полного цикла будет выпускать 350 тыс. стиральных машин в год.
На базе
ОАО "Авангард"
открыта первая очередь Центра микросистемотехники, инвестиции в который составили около 1,5 млрд рублей. На производственной площадке ОАО "Климов" сдан в эксплуатацию вновь построенный производственный корпус.
ОАО "Силовые машины"
совместно с Toshiba Corporation (Япония) продолжило строительство завода по производству энергетического оборудования в промзонах Ижорские заводы и Металлострой.
Служба спасения
Инвестиций при этом все равно не хватает для того, чтобы обеспечить более быстрые темпы модернизации производства.
"Это связано с недостаточной отработанностью механизма по привлечению западных инвестиций, — считает Олег Семенов. — В ряде случаев предприятия просто не готовы принять зарубежные инвестиции". Например, не умеют работать с зарубежными инвестиционными компаниями.
Директор
Института нового индустриального развития
Сергей Бодрунов считает, что драйвером роста должны стать госкорпорации. "Сейчас в стране денег много, у нас переизбыток средств в фондах накопления, — отмечает он, — и нужно их тратить в том числе и на создание спроса, больше инвестировать в модернизацию".
Поддерживать частный бизнес, по его словам, тоже нужно, но опосредованно. Иными словами, основные государственные средства должны выделяться госкомпаниям, которые затем будут распределять их среди подрядчиков и субподрядчиков.
Государственная модель спасения предприятий была наглядно продемонстрирована в Петербурге на примере судостроения. Объединенная судостроительная корпорация постепенно взяла под свой контроль все крупные судостроительные активы региона: Балтийский завод, Северную верфь, Выборгский судостроительный завод.
После того как заводы попали под контроль госкорпорации, у них вновь появились заказы и доходы. Например, ОСК подписала соглашение с компанией "Совкомфлот" о строительстве серии судов сейсмической разведки нового поколения. В 2012 году ВСЗ получил от ОСК сразу три заказа общей стоимостью более 12 млрд рублей. В 2015 году заводу предстоит сдать три дизельных ледокола для ФГУП "Росморпорт" мощностью 17,4 МВт. Они обеспечат загрузку предприятия до февраля 2014 года.