ЗАО "Газпромнефть-аэро" с годовым оборотом более 40 млрд рублей переехало в Петербург и теперь намерено расширять географию заправки военных самолетов Минобороны в России. В 2013 году компания может продать министерству более 500 тыс. тонн авиакеросина на сумму около 16 млрд рублей.
ЗАО "Газпромнефть-аэро", оператор авиатопливного бизнеса ОАО "Газпром нефть", переехало в Петербург в бизнес-центр "Сенатор" на улицу Чапаева, 15. Ранее офис компании был расположен в Москве на Профсоюзной улице, 125. В 2012 году фирма зарегистрировалась в Северной столице.
ЗАО "
Газпромнефть-аэро
" намерено расширить свою деятельность в области заправки топливом военных самолетов и вертолетов Минобороны, сообщил dp.ru источник, близкий к компании. По его словам, в ближайшее время "Газпромнефть-аэро" может увеличить количество военных аэродромов, где занимается заправкой самолетов и вертолетов.
В "Газпромнеть-аэро" эту информацию частично подтвердили, заявив, что в 2013 году "планируется создание на аэродромах Минобороны современных топливозаправочных комплексов (ТЗК), обеспечивающих заправку авиационным топливом в соответствии с международными отраслевыми стандартами". Объем вложений в новые ТЗК и вероятность выхода на другие аэродромы в компании комментировать отказались.
"С 2011 года "Газпромнефть-аэро" уже вложила в совершенствование авиатопливной инфраструктуры военных аэродромов более 1 млрд рублей, а также построила на военных аэродромах девять лабораторных комплексов для проверки качества топлива, ввела в эксплуатацию более 50 современных топливозаправщиков", — сообщили в компании.
Стоимость ТЗК, состоящего из цистерн, магистрального трубопровода, идущего на аэродром, лаборатории по контролю качества, по данным экспертов, стоит около $50–70 млн в США. Однако в России, учитывая особенности экономики, он может стоить значительно дороже.
Владимир Путин
и
Дмитрий Медведев, соответственно возглавлявшие в 2011 и 2012 годах правительство РФ, подписали распоряжения о признании ЗАО "Газпромнефть-аэро" "единственным поставщиком авиационного топлива и исполнителем услуг по заправке летательных аппаратов вооруженных сил РФ" на 23 аэродромах Минобороны.
Кроме того, правительство РФ, до тех пор пока ЗАО "Газпромнефть-аэро" не достроит новые ТЗК на аэродромах министерства, передало компании находящееся в федеральной собственности имущество, "необходимое для поставки авиационного топлива и заправки летательных аппаратов". Среди такого имущества — автозаправщики, резервуары, склады, гаражи, лаборатории ГСМ, насосные станции, служебные и технические здания.
Ранее, до 2011 года, конкурсы Минобороны на поставку авиатоплива, кроме ЗАО "Газпромнефть-аэро", выигрывали и другие компании. К примеру, ООО "Лукойл-резервнефтепродукт", дочерняя компания ОАО "Лукойл", в 2010 году выиграла восемь конкурсов Минобороны на поставку авиакеросина на общую сумму 893 млн рублей. Среди победителей конкурсов Минобороны фигурируют и менее известные фирмы — ООО "Восточная лесная компания" (два контракта суммой 88 млн рублей) и ООО "Агротэк-ТМ".
Как предполагает гендиректор консалтинговой фирмы "Инфомост" Борис Рыбак, Минобороны могло поделить аэропорты между крупнейшими нефтяными компаниями, среди которых "Газпром нефть", "Лукойл" и Роснефть. "Нет никакого смысла изображать рынок. К тому же, цены у каждого поставщика примерно одинаковые. Такое деление — стандартная практика", — полагает он.
В ЗАО "Газпромнефть-аэро" отказались называть выручку и прибыль за 2012 год и давать прогноз на 2013 год. По данным СПАРК, в 2011 году выручка компании составила почти 41 млрд рублей (чистая прибыль —1,7 млрд), 2010–м — 37 млрд (прибыль —1,3 млрд рублей).
По данным dp.ru, рынок заправки военных самолетов и вертолетов в России в зависимости от интенсивности полетов колеблется от 1 млн до 1,4 млн тонн топлива в год. В 2012 году объем рынка составил 1,4 млн тонн в год. Средняя стоимость тонны авиакеросина составляет 30 тыс. рублей, таким образом, объем рынка 2012 году в денежном выражении составил около 42 млрд рублей.
В 2011 году, когда ЗАО "Газпромнефть-аэро" было единственным поставщиком топлива на 11 военных аэродромов, компания продала министерству 265 тыс. тонн топлива (по данным самой компании). При средней цене, компания могла получить от заправки летательных аппаратов 8 млрд рублей. Таким образом, объем поставок авиакеросина на 23 аэродромах, по итогам 2013 года, может составить более 500 тыс. тонн, и соответственно, выручка фирмы может превысить 16 млрд рублей.
"Компания вышла на интересный рынок, — считает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. — В последние годы в Минобороны наблюдалось стремление к концентрации военно-воздушных сил, количество используемых аэродромов сократилось, но интенсивность полетов, наоборот, возросла. Потребление авиатоплива в этом сегменте стабильно растет, а парк воздушных судов расширяется".
Некоторые эксперты склонны объяснять доверие федеральных чиновников к компании тем, что у ее конкурентов не настолько развита топливозаправочная инфраструктура, и что она сама является государственной, в отличие от, например, ОАО "Лукойл".
"Роснефть тоже государственная компания, но у нее нет такого количества ресурсов, какие есть у "Газпром нефти". Поскольку "Газпром нефть" имеет такие ресурсы и, к тому же, является госкомпанией, из-за этих соображений, по-видимому, ее и выбрали единственным поставщиком. Более того, на одной из конференций по керосину представитель Минэнерго высказывал мнение, что другие нефтяные компании не проявляют должного интереса к отрасли. Но они по-прежнему могут принять участие в конкурсах Минобороны, говорил он, потому что у министерства не 23 аэродрома, а значительно больше", — сказал один из экспертов, попросивший не называть его имени.
Общий объем продаж авиатоплива ЗАО "Газпромнефть-аэро" в 2012 году составил 2,9 млн тонн. Из них "в крыло" компания заправила более 1,9 млн тонн, что на 22% больше, чем в 2011 году. Компания работает в 38 российских и более чем в 90 зарубежных аэропортах. На отечественном рынке "Газпромнефть-аэро" является лидером по объему розничных продаж и обладает крупнейшей собственной сбытовой сетью, насчитывающей 31 топливозаправочный комплекс.