Качество интернет–связи в Ленобласти по–прежнему чуть ниже, чем в Петербурге, а цены — чуть выше, но разрыв сокращается.
Уровень проникновения Интернета и платного телевидения в Ленобласти напрямую связан с географическим расположением региона, прежде всего с близостью к Петербургу: этот уровень выше, чем в других соседних регионах, хотя и заметно ниже, чем в самом Петербурге.
Проникновение сети
По данным 2012 года, в Ленобласти около 150 тыс. домохозяйств имеют проводной широкополосный доступ в Интернет, проникновение услуги составляет около 24%. В Петербурге аналогичный показатель — более 70%. Но эти данные не учитывают мобильный Интернет.
Именно мобильный Интернет растет в области быстрее всего, отмечает генеральный директор агентства Telecomdaily Денис Кусков. Самые востребованные гаджеты, с помощью которых выходят в сеть, — смартфоны и планшеты. Серьезного роста подключений через USB–модемы не наблюдается — все, кто хотел подключиться таким способом, уже подключились.
В среднем в области, по экспертным оценкам, уровень проникновения Интернета уже превышает 50% (в Петербург аналогичный показатель — более 75%). В обитаемых частях региона проникновение широкополосного доступа — 98%.
По словам экспертов, во всех обитаемых частях Ленобласти и Интернет, и спутниковое телевидение доступны, вопрос только в качестве сигнала и цене.
"Пока качество в среднем чуть хуже, чем в Петербурге, цена — чуть выше", — говорит генеральный директор агентства "РусТелеком" Юрий Брюквин. Но разрыв сокращается.
В Петербурге, по данным экспертов, абоненты платят в среднем около 500 рублей, в Ленобласти — в зависимости от расположения, вида доступа к Интернету, оператора и тарифа цена варьируется от 250 до 1200 рублей в месяц. "Ростелеком" предлагает подключить к проводному Интернету за 250–450 рублей в месяц. Предложение "МегаФона" — 300–1100 рублей в месяц, "Вестколла" — 400–1200 рублей.
Еще один нюанс Ленобласти — гораздо более заметная, чем в Петербурге, дифференциация населения по уровню доходов и, соответственно, по возможности тратить на Интернет и платное ТВ. Если в небольших районных центрах даже тарифы экономкласса не пользуются особенным спросом, то в коттеджных поселках можно предлагать и люкс.
Качество связи
Операторы "большой тройки" еще в конце 2011 года сообщили, что область уже почти полностью опутана сетями 3G. С тех пор речь идет только об улучшении качества покрытия и сервисов передачи данных. Основной проблемой для операторов остается то, что деньги в подготовку и содержание инфраструктуры нужно вкладывать сегодня, а окупятся эти расходы, особенно по малонаселенным местностям, только в отдаленном будущем.
В то же время у Ленобласти заметно меньше абонентов, а потому скорости нередко выше, чем в перегруженных районах Петербурга.
Основные игроки интернет–рынка в области — "Ростелеком" (более 50% проводного Интернета), "большая тройка" операторов мобильной связи, а также целый ряд небольших операторов, которые работают в одном или нескольких районах и районных центрах.
Владельцам дач и коттеджей эксперты советуют пользоваться широкополосным доступом, если он уже проведен в поселок, а если нет — использовать мобильный Интернет от "большой тройки".
Включить телевизор
Услуга подключения спутникового или кабельного ТВ в Ленобласти по–прежнему остается востребованной, говорят эксперты.
Сейчас в России более 50% платного телевидения — кабельное, у спутникового телевидения около 35%.
Быстрее всего растут показатели IP–телевидения, доля пользователей кабельного ТВ снижается, процент получающих сигнал через спутник остается прежним.
Основное преимущество IP–телевидения — интерактивность: есть возможность смотреть "видео по запросу", то есть выбирать фильмы или телепередачи за дополнительную плату.
Главный же минус — необходимость покупать специальные приставки; при хорошем качестве интернет–связи будет расти доля выбирающих интернет–телевидение за его простоту при сопоставимом качестве. Явным лидером рынка платного телевидения Ленобласти, как и в ряде других регионов, остается "Триколор–ТВ". Аналитики говорят, что это в первую очередь связано с бизнес–моделью компании: абонент платит только за установку оборудования, пакет каналов некоторое время остается условно бесплатным, а основной пакет бесплатен всегда.
В "Триколоре" рассчитывают, что сохранят за собой лидерство на рынке в ближайшие годы, выходя к абонентам с предложениями, аналогичным нынешним.
"Наша основная задача сейчас — распространение телевидения высокой четкости (HDTV), которое является самым современным и быстрорастущим сегментом телевизионного рынка", — говорят в пресс–службе компании.
Среди других заметных игроков рынка — тот же "Ростелеком". Год назад компания начала предоставлять в области услугу IP–телевидения, которую в Петербурге предоставляет уже 6 лет.
В этом сегменте эксперты тоже ждут снижения цен в обозримом будущем. Сейчас же у "Ростелекома" стоимость приставки — 4400 рублей, основной пакет каналов можно купить за 250 рублей в месяц. Комплект оборудования для "Триколора" можно купить за 5000 рублей, основной пакет (10 каналов) — бесплатный, другие пакеты стоят 500–900 рублей в год.