Еще пять лет назад добычу сланцевого газа почти никто из экспертов не воспринимал всерьез. Теперь она превращается в угрозу для российской экономики. А добыча сланцевой нефти рано или поздно сделает с нефтяными ценами то же, что сделал сланцевый газ с ценой газа на рынке США — снизит в разы.
Участники Национального нефтегазового форума, закончившегося сегодня в Москве, пытались оценить, сколько лет есть у России, чтобы найти рецепт спасения от этих угроз.
"Мы ожидаем увеличения добычи газа из сланцевых месторождений. Прежде всего, в США, но не только, — заявил Владимир Дребенцов, вице-президент BP России. — По нашим оценкам, к 2030 году добыча сланцевого газа превысит 16% от общей добычи газа в мире. Для сланцевой нефти такой же показатель составит около 9%".
По прогнозам BP, в США добыча сланцевого газа вырастет к 2030 году до 550 млрд м3 в год. Но сланец будет идти по планете и за пределами Северной Америки. "В Европе к 2030 году сланцевый газ будет давать 24 млрд кубометров в год, что не является большой величиной. Но в Китае добыча сланцевого газа к 2030 году может подняться до 60 млрд кубометров в год. Это заметная величина, ее придется принимать в расчет всем, кто рассчитывает на Китай как потенциальный рынок для экспорта газа", — предупредил Владимир Дребенцов.
Между тем, добыча газа в России в 2012 году, по данным Минэнерго РФ, сократилась на 2,2% по сравнению с 2011 годом, составив 655 млрд м3. Экспорт российского газа по итогам 2012 года составил 186 млрд кубометров, что на 8,7% меньше результата предыдущего года.
Читайте также:
Мировая экономика: победители и проигравшие в 2013 году
Американский сланцевый газ конкурирует с российским, хотя рынков, где наш газ продавался бы одновременно с североамериканским, нет.
"По нашим оценкам, экспортером газа США станут не раньше 2017 года, — говорит представитель BP. — Но российский экспорт газа в Европу упал в прошлом году на 11% как раз из-за того, что в США произошла революция сланцевого газа, газ стал очень дешевым, стал вытеснять уголь из электроэнергетики в США, уголь вышел на внешние рынки. Европа увеличила потребление угля на 30%. Этот уголь во многом пришел из Америки. И в Европе уголь стал вытеснять газ из электроэнергетики".
Таким образом, уголь, вытесненный сланцевым газом из США, стал конкурировать в Европе с российским газом, который остается одним из самых дорогих.
Конкуренция на газовом рынке, как соглашаются все эксперты, в будущем будет только расти. Прежде всего, за счет сжиженного природного газа (СПГ), который транспортируется танкерами и связывает ранее разделенные региональные рынки. По оценке BP, мировое предложение СПГ к 2030 году удвоится по сравнению с 2011 годом.
"В ближайшие несколько лет, до 2015 года, сильного прироста предложений СПГ мы не ждем, поэтому падения цен на газ не будет. Но опасно думать, что такая ситуация сохранится надолго, — предупреждает Владимир Дребенцов. — В дальнейшем будет расти производство СПГ в Австралии и в Восточной Африке, возможно, и в Восточном Средиземноморье. И российскому газу придется со всем этим конкурировать".
Тем не менее, в BP считают, что российский газ имеет хорошие шансы сохранить свою конкурентоспособность. По прогнозам компании, к 2030 году добыча газа в России вырастет на 27%. Потребление при этом вырастет меньше, что увеличит экспортный потенциал российского газа. Экспортный потенциал России составит 320 млрд в 2030 году.
Татьяна
Митрова
, начальник отдела Института энергетических исследований Российской академии наук (РАН), отметила важные конкурентные преимущества сланцевых углеводородов: "Компании, добывающие сланцевый газ, не снижают темпы добычи даже при нынешних, довольно низких ценах на газ. Это значит, что у них еще есть запас прочности по цене. Российские труднодоступные ресурсы газа в Арктике в этом смысле проигрывают". Там себестоимость добычи высока.
Кроме того, сланцевый газ и сланцевая нефть очень адаптивны: их производство легко сократить в случае снижения спроса и восстановить, когда нужно. России с ее мегапроектами на шельфе по этому показателю конкурировать со сланцевым газом будет трудно.
Широкое распространение добычи сланцевого газа пока сдерживается экологическими требованиями многих стран. Для разработки сланцевых месторождений требуется задействовать значительные участки земли на поверхности. Кроме того, необходимо большое количество воды, которую нужно потом утилизировать либо очищать. Но как только технологии продвинутся вперед и позволят снизить затраты на экологию, "сланцевая лихорадка" ускорит свое движение по миру.
На горизонте ближайших 30 лет такой технологический прорыв, по мнению Татьяны Митровой, ожидать стоит. Но уже в течение ближайших двух-трех лет российские газодобывающие компании могут утратить конкурентоспособность на мировом рынке, если государство не изменит систему налогообложения их доходов, считает представитель Российской академии наук. По ее словам, Россия может получить сокращение объемов экспорта одновременно со снижением экспортных цен, что будет крайне неприятно для российского бюджета, потому что нефтяные доходы превышают в нем 60%.
Эльшад Теляшев
, директор
ГУП
"Институт нефтехимпереработки РБ", упомянул и еще об одной, геополитической, угрозе для российского газа: "Как только в Сирии падет нынешнее правительство, через несколько месяцев по ее территории пройдет труба, по которой в Европу хлынет газ из Катара, и Газпрому там вообще нечего будет делать".
Сохранить свои позиции на мировом рынке, как считает ряд участников нефтегазового форума, российские газовики могут за счет развития переработки газа, что позволит экспортировать не сырье, а продукцию с более высокой добавленной стоимостью.