Портфели лизинговых договоров в 2012 году по отношению к 2011 году выросли на 32,7%, до 2,3 трлн рублей, говорится в отчете Национального исследовательского университета Высшей школы экономики. При этом на долю Петербурга и Ленобласти пришлось 7,2% от объема общероссийского рынка.
В целом по России объем новых договоров лизинга за прошлый год увеличился незначительно — на 1,7%, составив 1,3 трлн рублей. Однако в петербургских компаниях отмечают рост числа новых заключенных договоров.
Заметили рост
"По итогам 2012 года прирост новых сделок ГК "Балтийский лизинг" по Петербургу составил более 30%. Данные за первые 2 месяца 2013 года также показывают положительную динамику и прирост нового бизнеса на 17%, — рассказывают в компании. — Сокращения новых обращений не наблюдается".
Объем лизингового портфеля
филиала "Санкт–Петербургский" Альфа–Банка по итогам 2012 года вырос почти в 5 раз и составил 2,7 млрд рублей. Такой рост был обеспечен новым лизинговым подразделением, которое было открыто в Петербурге весной 2012 года, — объясняет Даниил Харин, региональный директор "Альфа–лизинг". "В Петербурге Северо–Западный региональный филиал "Сбербанк Лизинг" в 2012 году заключил сделок на сумму более 6 млрд рублей, — рассказали в пресс–службе компании. — При этом существенное внимание уделялось диверсификации портфеля.
Увеличение объема нового бизнеса превышает показатель 2011 года в 4 раза".
Вкусы не меняются
Традиционно основу лизингового портфеля составляет транспорт: грузовой автомобильный, железнодорожный. "Основные клиенты нашей лизинговой компании — это перевозчики, крупные федеральные игроки, — говорит Даниил Харин. — Также спросом пользуется строительная и спецтехника — у компаний инфраструктурного строительства, девелоперов. Мелкие и средние компании проявляют активность в сегменте автотранспорта, а вот сегмент оборудования в 2012 году практически не развивался".
"Представители крупного бизнеса традиционно приобретали в лизинг подвижной состав и оборудование, — подтверждают в "Сбербанк Лизинг". — К концу года появился интерес к возвратному лизингу недвижимости в качестве альтернативы банковскому кредитованию". Как отмечают в ГК "Балтийский лизинг", основное изменение на рынке лизинга произошло в сегменте железнодорожной техники. "Сумма новых договоров в этом сегменте понизилась на 35%. Причина заключается в сокращении спроса на вагоны со стороны перевозчиков", — объясняет представитель ГК "Балтийский лизинг" Ирина Кенюхова.
Что касается требований к лиентам, то, как добавляет Даниил Харин, подходы в корпоративном сегменте практически не изменились. "В текущих условиях говорить о смягчении кредитной политики, к сожалению, не приходится, — объясняет он. — При этом несомненным плюсом стало то, что отношение к каждому клиенту стало более индивидуальным, гибким". В сегменте "розничного" автолизинга, несомненно, требования упростились, стали понятнее, а сроки рассмотрения сократились.
Снижение динамики
Согласно имеющимся прогнозам развития лизингового бизнеса на 2013 год, наступивший год будет непростым. Будет наблюдаться усиление конкуренции со стороны крупных лизинговых компаний с участием банков с государственным присутствием, законодательные изменения. Некоторые банкиры считают, что рост лизинговых сделок будет происходить за счет финансирования малых и средних предприятий. Отмечается замедление темпов роста российского рынка лизинга, но у Петербурга неплохие перспективы, добавляют в "Сбербанк Лизинг". В городе идет развитие транспортной и логистической инфраструктуры региона, а также есть необходимость модернизации или полной замены оборудования на предприятиях.