Основным источником ресурсов лизинговых компаний по–прежнему остаются банковские кредиты. При этом вопросы поиска заемного финансирования не теряют своей актуальности.
Основным моментом здесь остается желание банков в каждом случае оценивать непосредственно лизингополучателя. По словам председателя правления МБСП Максима Здора, в 2012 г. сохранилась высокая зависимость рынка лизинговых услуг от коммерческих банков: основным источником финансирования лизинговых сделок были кредиты отечественных и иностранных банков — 64,6%, доля же собственных средств лизинговых компаний существенно ниже — 8,3%.
Взаимодействие банков и лизинговых компаний основывается прежде всего на принципе взаимовыгодного экономического партнерства. Банк, с одной стороны, выступает в качестве инвестора, стремящегося получить доход и расширить объемы деятельности, с другой стороны — в качестве кредитора, ожидающего возврата денежных средств и минимизации кредитных рисков. Это объясняет наличие у крупных коммерческих банков зависимых лизинговых компаний и одновременно с этим финансирование ими лизинговых сделок со сторонними лизинговыми компаниями.
"Наличие у средних банков собственных лизинговых компаний является сдерживающим фактором для дальнейшего развития последних. По мере роста объемов деятельности лизинговой компании возникает потребность в стороннем финансировании. В этой ситуации актуальным является привлечение западного финансирования, работа с экспортными кредитными агентствами, — подчеркнул Максим Здор. — Учитывая высокую зависимость рынка лизинговых услуг от объемов кредитования коммерческих банков, говорить о конкуренции между ними в настоящее время не приходится.
Как тенденцию можно отметить увеличение присутствия на рынке лизинговых услуг компаний, созданных производителями для обеспечения роста объемов продаж собственной продукции. Особенно ощутимо влияние данных лизинговых компаний на рынке грузового автотранспорта, легковых автомобилей, строительного оборудования и техники. При этом следует принимать во внимание рост рынка лизинга автотранспорта (с 17,7 до 20,8% по сравнению с 2011 г.) при увеличении объемов нового бизнеса в России (на 1,7% по сравнению с 2011 г.)".
В качестве основных проблемных вопросов, с которыми сталкиваются лизинговые компании, участники рынка отмечают рост просрочки по лизинговым платежам, недостаточное законодательное регулирование лизинговой отрасли, сложности возмещения НДС, негативную арбитражную практику в отношении лизинговых компаний, отмену налога на имущество в отношении движимого имущества с 1 января 2013 г.
Прирост новых сделок в розничном сегменте лизингового рынка в 2013 г. может составить порядка 15 – 20%, а в корпоративном сегменте останется на уровне 2012 г.
По мнению руководителя отдела маркетинга и развития ГК "Балтийский лизинг" Евгения Колесова, в целом лизинговый рынок Петербурга вновь резко затормозил.
"На это, несомненно, повлияло и общее снижение инвестиционной активности, и слабая динамика сегмента железнодорожной техники. Прирост объема нового бизнеса составил порядка 2%. Темпы прироста бизнеса у "розничных" лизингодателей значительно стабильнее. Однако показатели отдельных компаний демонстрируют более значительную динамику, чем рынок в целом. Например, по итогам 2012 г. сумма заключенных договоров в нашей компании превысила 23 млрд рублей. Прирост данного показателя составил 30% к 2011 г.", — рассказал Евгений Колесов.
Как считают в компании "Альянс–Лизинг", темп роста рынка в 2012 г. был ниже предыдущего периода, а наибольшим спросом пользовался лизинг легкового транспорта и спецтехники. В компании считают, что в 2013 году темпы роста будут продолжать снижаться. Однако в меньшей степени это касается розничного лизинга. Снижение темпов роста отрасли приведет к увеличению конкуренции среди лизинговых компаний и как следствие — появлению более привлекательных предложений для клиентов.
На лизинговом рынке России отмечается замедление темпов роста в традиционных сегментах, что приводит пока к небольшому росту нового бизнеса. По итогам 2012 г. можно выделить тенденцию к увеличению средней суммы лизинговых сделок. Объем лизингового рынка остался в прежних объемах.
В компании
"Сбербанк Лизинг" предполагают, что в 2013 г. ввиду возможной стагнации в железнодорожной отрасли может замедлиться и рост российского рынка лизинга. Однако есть сегменты, которые смогут стать драйверами роста и вытянуть рынок. "В их числе авиатехника, водный транспорт, строительная и дорожно–строительная техника, недвижимость и техника для нужд ЖКХ", — уточнили в компании.